Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Со дна Днепра поднимут 30 старинных якорей

Со дна Днепра поднимут 30 старинных якорей

Категория: Позиция » Cтатьи » Культура

Со дна Днепра поднимут 30 старинных якорейВозле берегов острова Хортица с днепровского дна поднимут уникальную коллекцию из 30 якорей – подобного собрания нет ни в России, ни в других странах СНГ. Все якоря средиземноморского, голландского, английского, российского и украинского типов можно отнести к периоду русско-турецкой войны 1736–1739 годов.
 

 

Многие из них поломаны, что вызвало у исследователей вопрос: что это за якоря и почему они появились в этом месте? Возникло несколько версий.

 

Как сообщил на пресс-конференции генеральный директор Национального заповедника «Хортица» Максим Остапенко, есть несколько версий происхождения такого якорного скопления. По одной из них это может быть местом кораблекрушения судна, которое перевозило якоря. Но поскольку они растянуты поперек дна на протяжении 60–70 метров, то больше склоняются к версии о том, что это остатки брандвахты (связанные канатами старые корабли, перегораживающие реку, чтобы защитить основной состав боевых кораблей от брандеров – зажженных лодок противника) Днепровской флотилии. Во время половодья 1739 года брандвахту ледоходом снесло, а якоря остались покоиться на дне Днепра.

 

Еще одно предположение исходит из записей в дневнике одного из вице-адмиралов о том, что после окончания войны не было возможности забрать большинство снаряжения и все, что можно было сжечь – сожгли прямо на Хортице, а металл затопили в Днепре.

 

История гласит, что в то время на Запорожской верфи строили корабли различных типов (бригантины, галеры, дубель-шлюпки, казацкие лодки и т.п.). На них запорожцы и российские моряки совершали походы в низовья Днепра и Черное море, где шла борьба с Османской империей за Северное Причерноморье – современную украинскую территорию.

Изготовление каждого такого якоря в XVIIIв. было сложным и затратным процессом. Каждый из них ковался вручную. Тщательное изучение находок позволило установить места изготовления якорей – ладожские и уральские металлургические заводы. Поскольку именно от якоря нередко зависела судьба судна, то они перед непосредственной эксплуатацией проходили жесткие испытания. Производители некачественных якорей строго наказывались.

 

Интересно, что с речного дна специалисты подняли несколько деревянных кораблей, затонувших зимой 1739 года. В целом здесь базировалось до 400 судов. К этому периоду относится и скопление вышеназванных якорей, выявленных клубом «Подводник» в 1980-е годы. Грунтовые исследования начались в 1997 году сотрудником Национального заповедника «Хортица» Валерием Нефедовым.

 

За это время ученые исследовали их под водой, зафиксировали месторасположение каждого объекта, а осуществить подъем сейчас заставляет то, что в последнее время слишком много появилось людей с подводным снаряжением, которые достают артефакты… для сдачи их на металлолом.

 

В ближайшие пару недель планируется поднять большую часть якорей на поверхность. Работы по их подъему проводятся при поддержке и участии членов Запорожской областной федерации подводной охоты, дайвинга и рыболовства во главе с Анатолием Березой. Принимать участие в работах будут одесские, донецкие, а также киевские археологи.

 

Проведение реставрации планируется на базе Национального заповедника «Хортица», где работают пять профессиональных реставраторов. Открытие временной выставки запланировано на ноябрь. Уникальная коллекция пополнит собрание Музея старинных кораблей.

 

 

Виктория КИРИЛЕНКО