Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Высокий статус голодранца

Высокий статус голодранца

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Высокий статус голодранцаКульт потребления, захлестнувший украинское общество, делает украинцев несчастными и загоняет в долги… 

 

Наши скромно зарабатывающие сограждане, чтобы доказать окружающим свою состоятельность, покупают автомобили премиум-класса и самые дорогие телефоны. Стремление казаться богатым и успешным массово охватывает жителей небогатой постсоветской Украины.

 

Среди главных черт современных украинцев британец Мартин Нанн, гендиректор международной пиар-компании Whites Communication, имеющей офис в Украине, называет безудержное стремление совсем небогатых людей жить на широкую ногу. «У нас в офисе девушка упала в обморок из-за недельного голодания, поскольку потратила всю свою зарплату на туфли, – рассказывает Нанн. – Туфли были красивые, но вряд ли стоили того, чтобы за них умереть».

 

Однажды Нанну пришлось помогать молодому киевлянину толкать его дорогой спортивный Porsche, потому что у того не было денег на бензин, вспоминает британец еще один эпизод из своей жизни в украинской столице. Бывая в киевских ночных клубах, Нанн удивляется, когда безупречно и дорого одетые посетительницы подсчитывают мелочь в кошельке, прикидывая, могут ли они позволить себе купить один стакан воды или хватит и на два.

 

Склонность среднего украинца приобретать иномарки премиум-класса существенно дороже его квартиры, спускать зарплату на новейшие гаджеты или дорогую брендовую одежду, а затем класть зубы на полку, подмечают не только европейцы. О той же национальной специфике свидетельствуют и данные исследования базовых ценностей россиян Института социологии Российской академии наук, проанализировавшего жизненные ценности граждан 25 стран Европы.

 

«Украина, Россия, Литва и остальные постсоветские республики значительно опережают другие европейские страны по тому компоненту, где в фокусе богатство и власть над людьми, но не демонстрация своих способностей», – говорит работавший над исследованием Владимир Магун. Склонность к жизни не по средствам, а также озабоченность собственным невысоким материальным статусом сформировались благодаря культу потребления, пришедшему в Украину с Запада после распада СССР, отмечают социологи.

 

Но если в Европе консюмеризм стал органичной чертой развития цивилизации, то в бывших советских республиках, долгое время отделенных от капиталистического изобилия железным занавесом, он приобрел гипертрофированные и несколько болезненные формы, уверены эксперты.

 

Не по Сеньке шапка


Пытаясь поймать такси в Киеве, Нил Кэмпбелл, владелец украинского издательского дома PAN Publishing, не поверил глазам своим: на взмах его руки остановился массивный Lexus – Кэмпбелл предполагает, что стоит он никак не меньше $50 тыс.

 

Водитель говорил по-английски и рассказал, что заработал на такой автомобиль, занимаясь сделками с недвижимостью. При этом он живет в крохотной квартирке на Левом берегу, а в последнее время вообще пребывает на мели, вот и подрабатывает частным извозом. И даже в стесненных обстоятельствах оставаться счастливым ему помогает обладание шикарным автомобилем.

 

«Меня всегда удивляет и шокирует, когда люди хотят быть тем, кем они не являются, – говорит Кэмпбелл, который сам ездит на довольно скромном для своего статуса Mitsubishi Lancer ценой $20 тыс. – Это, конечно, встречается везде в мире, но особенно заметно в Украине. Мне кажется, многие люди верят, что они становятся лучше, когда демонстрируют богатство, даже если его на самом деле нет».

 

В первую очередь, украинцам позволяет себя чувствовать комфортно обладание дорогим автомобилем. В немалой степени поэтому, по данным информационно-аналитической группы AutoConsulting, в 2011 году Украина вместе с Германией и Россией вошла в тройку лидеров по количеству проданных машин класса люкс. А в 2012-м продажи в Украине сегмента luxury, например марок Rolls-Royce, Maybach и Bentley, стоимость одного экземпляра которых в среднем достигает $500 тыс., выросли на 50%.

 

Причем, как утверждают эксперты, пик продаж люксовых автомобилей пришелся на годы глобального экономического кризиса. Накануне этого периода в Украине открылись первые автосалоны Rolls-Royce, Maserati, Lamborghini, а после кризиса – еще и Aston Martin и Ferrari. По оценке дилеров, дорогие машины в первую очередь покупают те, кто хочет таким образом подчеркнуть свой статус.

 

Йонас Найберг, редактор журнала Национальной федерации профессиональных музыкантов Швеции, бывал в Украине неоднократно и каждый раз поражался правилам жизни, как он говорит, здешнего «мачо-общества». «Такое впечатление, что от женщины тут требуется выглядеть сексуально и дорого, а от мужчины – показывать, что он при деньгах», – недоумевает швед. Именно в этом Найберг видит причину того, что и те и другие хотят казаться кем-то значительным, а не быть им. Швед признается, что ему это кажется «очень старомодным и грустным».

 

«В интеллектуальной Европе высокий академический титул более важен, чем модная машина или силиконовая грудь», – говорит Найберг. Однако в системе ценностей украинцев в последние годы интеллектуальная составляющая играет все меньшую роль, отмечает он.

 

Испытание роскошью


Жизнь в стране, которая в течение многих лет по разным причинам не может выйти из фазы бедности, развивает в соотечественниках комплекс неполноценности. Покупая на последние деньги атрибуты роскоши, они подавляют его, но при этом обманывают себя и других в том, что могут себе это позволить, рассуждает Александр Стражный, психотерапевт, автор книги «Украинский менталитет».

 

«Как большой живот символизирует богатство лишь в голодном обществе, так и дорогая, броская одежда, золотые украшения играют важную роль в показном потреблении только относительно бедных стран», – пишет в своей монографии «Поведение потребителей» питерский социолог Владимир Ильин, в область научных интересов которого входят социальное неравенство и потребление.

 

Согласно данным Киевского международного института социологии (КМИС), уровень удовлетворенности жизнью в украинской столице по шкале от -100 и до +100 в 1985 году находился на отметке +33, а в 1989-м, с падением железного занавеса, резко опустился до +1. Жители страны несравнимо больше стали бывать за границей, видеть по ТВ картинки комфортной западной жизни.

 

К тому же появился такой «раздражающий фактор», как реклама, нередко прививающая украинцам потребности, в которых они по большому счету не нуждаются, заставляя их чувствовать себя неудовлетворенными.

 

Многие граждане Украины живут в плену стереотипа, что чем выше уровень материальной обеспеченности, тем выше уровень счастья, формулирует одно из распространенных заблуждений Владимир Паниотто, директор КМИСа. Аналитик подтверждает это данными исследований своего института: среди бедных (тех, кому не хватает денег даже на еду), счастливы лишь 10%, а среди людей с доходом выше среднего – 34%.

 

Специалисты полагают, что украинцы преодолеют эту линейную зависимость счастья от достатка, когда большинство сограждан достигнут хотя бы среднего уровня обеспеченности. «Стремление жить на широкую ногу уйдет с ростом общего уровня жизни», – обещает аналитик.

 

 

По материалам издания «Корреспондент»