Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Вокруг земли. Перспективная недвижимость

Вокруг земли. Перспективная недвижимость

Категорія: Економіка, Суспільство

Вокруг земли. Перспективная недвижимость   В Украине самый обсуждаемый в последнее время налог на недвижимость решили изымать с 2014 года.

 

 

Президент Виктор Янукович завизировал изменения в Налоговый кодекс страны, согласно которым украинцы в этом году не будут платить за лишние квадратные метры. Власть колеблется между желанием пополнить казну за счет излишков недвижимости у некоторых граждан и опасением социальной напряженности. А между тем, в условиях финансового кризиса власти многих стран ищут способ увеличить налоговые поступления. И как ни странно, недвижимость является одним из слабо используемых источников пополнения бюджета.

 

Если сделать небольшой исторический экскурс, то в Средние века вся финансовая жизнь государств строилась вокруг земли и расположенных на ней построек. Так, например, в главе 5 Великой хартии вольностей, подписанной английским королем Иоанном Безземельным в 1215 году под давлением баронов, подчеркивалось: «Пользователь земли должен содержать дома, парки, пруды, мельницы в должном порядке и обеспечивать наличие плугов и телег в соответствии с сельскохозяйственным сезоном».

 

Именно в то время в Англии произошла управленческая революция. А в начале XIII века в Оксфорде открылась первая бизнес-школа.

 

В 1086 году английский король Вильгельм Завоеватель приказал составить «Книгу Судного дня» – полный перечень земельных владений в Англии с их стоимостью, чтобы обложить земли специальным налогом. Он взимался только с пахотной земли и назывался carucate.

 

Кроме всего прочего, Вильгельм хотел выяснить, какие земли в завоеванной стране принадлежат самому королю. Доходы от королевских земельных наделов служили основой казны английских королей. Кроме того, король взимал налог на передачу земель по наследству – по произвольным ставкам. Скажем, барон из Северной Англии Николас де Стютвий заплатил 10 000 серебряных марок за право унаследовать поместья своего брата.

 

В XVII веке в Англии налогообложение недвижимости часто приобретало изощренные формы. В 1660 году был введен налог на камины и очаги: за каждый нужно было заплатить два шиллинга. Инспектор должен был пройти по всем комнатам, и хозяйки иногда баррикадировали вход в дом. Затем этот налог был заменен на налог на окна, который можно было собирать, не проникая внутрь. За каждое окно требовалось заплатить шиллинг, если окон было более семи. Налогоплательщики стали заколачивать окна: в Эдинбурге была целая улица без единого окна.

 

Вернулась идея облагать налогом землю. Правда, парламентарии сомневались. Как сказал один из них, «что касается плана оценивать и облагать принадлежащую человеку землю, то такого бы наши предшественники никогда не потерпели бы. Наши правители должны знать, что облагать землю у нас всегда избегали». В конце концов, налог был введен по фиксированной ставке с условием: облагается только та земля, которую видит инспектор. Он не имеет права проводить расследования относительно подлинного количества земли у плательщика. Каждый называет стоимость своей земли сам, и инспектор не должен подвергать слова сомнению.

 

Иногда к налогообложению земли прибегали в кризисных ситуациях. Лозунг Великой французской революции – «Свобода, равенство, братство и никаких налогов». Однако уже Наполеону понадобились деньги на ведение войн. Как указывает американский исследователь Чарльз Адамс, «Наполеон, конечно, не мог отказаться от налогов, но об увеличении налогового бремени не могло быть и речи. Подушный налог был совершенно неприемлем: он был символом королевского деспотизма. А подоходный налог был всего лишь формой подушного. Налоги на потребление – акцизы – ассоциировались с королевскими налоговыми откупщиками, c которыми покончила революция. В итоге правительство пришло к налогу на землю, проповедуемому физиократами, которые считали, что все богатство проистекает из земли, поэтому только ее можно облагать, тогда как производство и торговля должны быть полностью свободны от налогообложения. Наконец, был введен налог на дома и окна по британскому образцу, и он просуществовал до 1925 года».

 

В современных условиях власти всех стран делают ставку далеко не на налогообложение недвижимой собственности, а на НДС или налоги на доходы. Еще в 1965 году налоги на недвижимость были так же важны для бюджетов индустриальных стран, как НДС, а сейчас НДС почти в 20 раз важнее. Налог на доходы уже в 1980 году был важнее налога на недвижимую собственность почти в 30 раз. С 1965 года доля НДС в бюджетах неуклонно возрастала, доля налогов на доходы росла до 1980 года, потом несколько упала (хотя до сих пор превосходит долю НДС), а доля налогов на недвижимость совершенно не изменилась.

 

По сей день, средняя индустриальная страна получает менее 5% доходов бюджетов всех уровней от налогообложения земли и строений на ней (см. график). В средней развивающейся стране этот уровень еще ниже – 2%.

 

В нынешних условиях долгового, бюджетного и финансового кризиса власти пытаются изыскать новые источники налоговых поступлений. Повышение НДС выглядело бы странным, учитывая замедление экономического роста (а в Европе экономический спад). Потребительские расходы и так недостаточны, а тут еще власти увеличивают налоги на потребление. Подоходный налог в условиях финансового и экономического кризиса также увеличивать нельзя, а поступления от него в условиях высокой безработицы и уменьшения доходов падают.

 

Учитывая все это, власти обращают внимание на такой слабо используемый ресурс, как налоги на недвижимую собственность. Количество земли – фиксированная величина, и обложение никак не повлияет на ее предложение на рынке, в отличие от обложения фонда заработной платы или сбережений. Напротив, обложение земли может стимулировать увеличение эффективности ее использования. Глупо не застраивать земельные участки для перепродажи строений или сдачи их в аренду, если ежегодно в любом случае платишь налог на землю. Кроме всего прочего, в современном глобализированном мире, где компании или богатые люди могут легко перемещаться через границы, только налог на землю может считаться по-настоящему стабильным источником бюджетных доходов, так как землю за границу не вывезешь.

 

Наконец, налог можно считать препятствием для возникновения ценового бума на недвижимость, который обычно кончается крахом кредитной системы, поскольку именно недвижимость обычно используется в качестве кредитного залога.

 

Не случайно в последнее время 20 стран либо уже ввели новые налоги на недвижимость, либо пытаются это сделать (в их числе и Украина). Намибия, например, ввела налог на землю, используемую в сельскохозяйственных целях, Ирландия вновь ввела налог на недвижимость, отмененный в 1997 году, британская Лейбористская партия предлагает ввести налог на владельцев земли, которые приобрели ее для застройки, но не застраивают.

 

Многое, конечно, препятствует властям сделать ставку на такой налог. В индустриальных странах граждане обычно считают его несправедливым: итальянский премьер Марио Монти проиграл выборы – в том числе потому, что предлагал повысить налог на недвижимость. Такой подход определяется тем, что налог на недвижимость очевиден, его легко подсчитать и от него трудно уклониться. Однако, в конце концов, соображения бюджетной необходимости все-таки могут заставить власти вспомнить о земле.

 

Мария СЕНЧЕНКО