Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Анатолий РИВКИН: «Обучение и воспитание детей – дело государственной важности»

Анатолий РИВКИН: «Обучение и воспитание детей – дело государственной важности»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Анатолий РИВКИН: «Обучение и воспитание детей – дело государственной важности»Дать своему ребенку хорошее образование, причем с самого начального этапа обучения – мечта каждого современного родителя. В связи с этим вполне очевидно, что большинство предпочитает устраивать детей не в обычные школы, а в лицеи и гимназии, полагая, что качество обучения там на порядок выше. В принципе, это мнение нередко получает подтверждение на практике, и выпускники этих учебных заведений легче, чем их сверстники, поступают в вузы и находят свое место в жизни. 

 

В Запорожье также есть ряд престижных лицеев и гимназий, которые пользуются повышенным интересом среди учащихся. Одним из первых в городе, еще в 1990 году, появился лицей «Логос»: инициативная группа молодых людей, большинству из которых было едва за тридцать, сформировала костяк преподавательского и административного состава этого учебного заведения. Начинал лицей работу в совершенно неприспособленном помещении – лаборатории Запорожского индустриального института (ныне – ЗГИА), а обучались здесь всего 26 человек. В сентябре 1991 года «Логос» перебрался в бывший детский сад «Коксохима», который был не намного лучше в плане условий – изначально здесь не было даже туалетов. И только в 1997-м лицей въехал в свое нынешнее здание по улице Рекордной, где дети учатся с 5 по 11 класс, а начальная школа располагается на улице Победы.

 

Директор «Логоса» Анатолий Ривкин трудится здесь с первых дней его существования, а возглавил учебное заведение в 1993-м году. Тогда же был осуществлен и дебютный выпуск. Сегодня «Логос» – это 610 учащихся и 120 работников преподавательско-административного состава.

 

– За эти двадцать лет мы выпустили свыше тысячи ребят, и подавляющее большинство из них стали успешными людьми, – говорит Анатолий Ривкин. – Многие работают за границей, причем в самых разных сферах. Например, Артем Романенко преподает физику в американском Принстоне, Александр Гудожник работает в Европейском центре ядерных исследований – знаменитом швейцарском ЦЕРНе. И они не раз говорили о том, что реализовать себя в жизни смогли благодаря знаниям, полученным в «Логосе». В этом году получили аттестаты очень хорошие дети, и я надеюсь, что они также станут гордостью нашего лицея.

 

– Прием в ваше учебное заведение проводится на конкурсной основе?


– Да, это позволяет «Логосу» давать образование лучшим ученикам. В текущем году на поступление в лицей было подано 188 заявлений, из них отобрали 68 ребят, то есть конкурс – почти три человека на место. Родителям удобно, что дети у нас находятся целый день – учатся, обедают, гуляют, занимаются в кружках.

 

Для идущих в первый класс проводится собеседование, призванное выявить, насколько ребенок готов к учебе вообще. При этом неважно, умеет ли они читать или писать: главное, развитие определенных функций – памяти, внимания, мышления, элементов логики и т.д. Обязательно с детьми общается психолог, проводится работа с логопедом: уже с первого класса у нас идет углубленное изучение английского языка, поэтому последний фактор очень важен. В восьмом классе начинается профилизация учеников: кому-то больше по душе математика или физика, информатика или экономика, правоведение или история, естественные науки или филология – каждый может выбрать себе предметы по душе.

 

– Анатолий Давидович, как Вы думаете, почему на протяжении стольких лет «Логос» является флагманом среднего образования в Запорожье?


– Лично мне кажется, что все дело в налаживании контакта с каждым учеником, нахождение к нему индивидуального подхода. Классы у нас небольшие, до двадцати человек, и потому педагог в состоянии уделить внимание всем. Необходимо разглядеть в ребенке личность, научить социализации для дальнейшей адаптации в обществе. Ну и, безусловно, качество обучения в «Логосе» всегда было очень высоким, поэтому многие известные люди отдают сюда своих детей и внуков. Например, сейчас у нас учатся двое внуков президента АО МОТОР СИЧ Вячеслава Богуслаева – один закончил первый класс, второй в этом году поступил в лицей. Учится внук депутата городского совета Людмилы Завгородней, главного врача клиники «Мотор Сич». То, что такие авторитетные и уважаемые люди выбирают именно «Логос», считаю, говорит само за себя.

 

– В системе школьного образования всегда было немало подводных камней и течений. На ваш лицей они также распространяются?


– Не без этого, конечно, – трудностей хватало и хватает по сей день. Могу отметить, что без помощи родителей наших учеников «Логоса» в таком его виде не было бы. Знаете, во многих школах периодически возникают конфликтные ситуации, связанные с так называемыми поборами. Но ведь никто не вправе вынуждать родителей в обязательном порядке сдавать деньги. Более того, они сами прекрасно понимают, что без их помощи школа не выживет. В нашем лицее все благотворительные взносы расходуются прозрачно: ежемесячно администрация лицея вывешивает списки того, что было сделано и на какую сумму. А к местной власти мы обращаемся только тогда, когда не справляемся своими силами, но это бывает нечасто.

 

– Анатолий Давидович, Вы педагог с более чем 35-летним стажем. На Ваш взгляд, изменились за эти годы сами ученики и их учителя?


– Воспитание и обучение детей – дело государственной важности, но власть иногда дистанцируется от этих процессов, что есть недопустимым фактором. Нынешние дети сейчас действительно очень сложные. Раньше ученики беспрекословно верили учителю, а теперь стали прагматичными – не хотят заниматься тем, что не дает конкретного результата. Наверное, сказывается и отсутствие четкой идеологии, на которой можно воспитывать украинскую молодежь. Что она видит на телеэкранах и в Интернете? Один сплошной негатив: аварии, грабежи, убийства, коррупцию. И дети не понимают, как в таком мире можно устроиться и жить честно.

 

Мое мнение: нужны решительные шаги, направленные на реформу общественных институтов, а школе и педагогам поддержка необходима как никогда. Учитель должен знать, что делает для страны важное и ответственное дело, а не просто ходит на работу. К тому же, выпускники педагогических вузов, к сожалению, не слишком рвутся работать в школах. И если в ближайшие годы у педагогов не появятся четкие перспективы изменения ситуации к лучшему, для школьного образования могут наступить не самые легкие времена. Надеюсь, стране все же удастся избежать этих процессов, и наши дети смогут получать начальные знания в хороших и приспособленных для этого учебных заведениях.