Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Западная медицина: так ли все радужно?

Западная медицина: так ли все радужно?

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ

Западная медицина: так ли все радужно?Привыкли мы ругать нашу медицину по поводу и без. Да, она далеко не безупречна. Но неужели нас лечат настолько хуже, чем на Западе, как принято считать? Вот что рассказывают зарубежные корреспонденты о том, как лечат заболевших жителей передовые страны.
 

 

Шведы готовы ехать на прием под Полтаву


В последние годы шведское здравоохранение стало сильно прихварывать. Все больше клиник становятся частными, но количество врачей не растет. Такое впечатление, что началась хроническая закупорка сосудов, по которым пациенты проходят на прием к специалистам. Встречи с невропатологом можно ждать 6–7 месяцев, с гастроэнтерологом – год, с аллергологом – два-три года. Хуже всего, что это касается и детей.

 

Месяцев семь назад у моей пятилетней дочки начала время от времени побаливать голова, рассказала корреспондент из Швеции. Добиться от участкового врача направления к специалисту оказалось невозможно. Более того, за пять (теперь уже шесть) лет у девочки ни разу (!) не взяли на анализ кровь. Три разных педиатра один за другим отказывались санкционировать это простейшее действо, «поскольку ребенок развивается нормально, а если и болеет, то самым обычным гриппом (ангиной, отитом, бронхитом и т. д.), а значит, в крайнем случае можно сделать блиц-анализ мочи». Когда голова у моей Анны начала болеть раз в три дня (преимущественно в транспорте) и я буквально в неистовстве стала требовать обследования, доктор, наконец, выписал бумажку... к окулисту. Он сказал, что в первую очередь следует проверить зрение, а потом уж «говорить о дальнейших мерах». Было это в сентябре. К «глазному» дочь записали на 17 января. Нет, я не экономлю, я пыталась пробиться и к частнику. С тем же успехом…

 

Если же прихватит сильно и неожиданно, то по телефону вам посоветуют быстро сесть в машину и приехать в ближайшую неотложку. Там вы можете просидеть или пролежать и три, и четыре часа. А то и все восемь – если дежурная сестра сочтет, что ваше положение не слишком опасно. К тому же, поскольку традиции посещения пациентов на дому в Швеции нет, рядом, в «зале ожидания», будет находиться столько температурящих, кашляющих, чихающих и, извините, «тошнящих» людей, что трудно будет не подхватить и еще какой-нибудь «дополнительный бонус».

 

Единственное, что в Швеции хорошо – это собственно лечение. Терапия здесь действительно интенсивная, а хирургия современная: процент успешных операций велик, в числе прочего и за счет прекрасного послеоперационного ухода.

Наталия ГРАЧЕВА, Стокгольм

 

 

Италия: на ошибках не учатся


Несмотря на мировое признание итальянских успехов в ряде областей медицины (онкология, гематология, репродуктология и пр.), чуть ли не каждый день в местной прессе можно встретить сообщения, ставящие под вопрос закрепленное в конституции страны право гражданина на медицинскую помощь.

 

Вопиющий случай: в римской клинике больная туберкулезом санитарка родильного отделения заразила 115 младенцев! В среднем раз в два дня в Италии случается медицинская ошибка, в большинстве случаев из-за халатности, за которую пациенты расплачиваются жизнью.

 

Другой «недуг» итальянского здравоохранения – ожидание очереди на обследование. На банальную флюорографию или эхографию брюшной полости запись за 3–4 месяца. Если есть возможность выложить 300 евро за общий анализ крови или, скажем, 150–200 – за ЭКГ, то можно ускорить процесс ожидания до 3–4 дней. Но при средней зарплате в 1200 евро далеко не каждый сделает ставку на скорость.

 

Когда я звоню своему уже хорошо знакомому стоматологу, чтобы записаться, на его вопрос «Что у вас?» я, не боясь обидеть, отвечаю: «Смотря когда примете».

 

Владимир ЗИБРОВ, Рим.

 

Великобритания: «медицинский коммунизм»


Обедал однажды у знакомого англичанина и вдруг почувствовал, как что-то застряло в горле. Стало больно глотать.

 

Приятель сразу набрал 999. Это телефон вызова всех здешних срочных служб: медицинской помощи, полиции, пожарных. Минут через пять слышу пронзительный вой сирены, и вот уже двое темнокожих молодцев крепко берут меня под руки.

 

– Может быть, поможете прямо тут? – спрашиваю.

 

– Нет, сэр, только в госпитале, – вежливо, но твердо возражает один из медбратьев.

 

Позже я понял, что моя просьба была наивной. В Англии дело «скорой» – забрать и отвезти... Несемся, естественно, с воем сирены, и все автомобили уступают дорогу, прижимаются к обочине. Спустя семь-десять минут мы с приятелем в больнице, в отделении срочной помощи. Народу – тьма, человек шестьдесят оккупировали все стулья и скамейки. Санитары из «скорой» с трудом «упаковывают» автора этих строк и его товарища между древней старушкой и индусом в чалме с перевязанной рукой.

 

Меня вызывают лишь спустя два часа. Врач и сестра учтивы и милы. На извлечение кости от рыбы ушла буквально пара минут. Но на все «лечебное мероприятие» – часа три, не меньше!

 

Правда, оно не стоило ни пенса. В Объединенном Королевстве срочная медицинская помощь бесплатная. Есть и частная врачебная практика, однако к ее услугам прибегает меньше 10 процентов населения. Ведь только первая платная консультация зашкаливает в среднем за 200 фунтов стерлингов (300 долларов). У визита к частнику некоторые преимущества: очередь короче, медперсонал еще улыбчивей. Однако «скорой» это не касается: она везет в государственный госпиталь.

 

Если пациента там решат оставить, ему быстро сделают всевозможные анализы, отправят на рентген, УЗИ и т.д., его осмотрят специалисты. И лекарства будут как при коммунизме. То есть бесплатные, причем столько времени, сколько человек находится в госпитале.

 

Зато англичанину, которого не положили в больницу, за каждый рецепт надо выкладывать семь с лишним фунтов, и цена ежегодно растет. Правда, рецепт частного врача обходится в разы дороже.

 

Михаил ОЗЕРОВ, Лондон


США: спасение по страховке


Все медицинские услуги в Америке платные: платить за вызов врача на дом придется либо из своего кармана, либо за счет медстраховки, которая в Новом Свете очень дорога и существует в двух видах, которые можно комбинировать, – врачебная медпомощь и расходы на госпитализацию. Например, житель Нью-Йорка в месяц заплатит за средней руки медстраховку, предусматривающую покрытие визитов к врачу и лечение в больнице, долларов 400–600. На бесплатную могут рассчитывать лишь бедняки и инвалиды. Причем бедными не считаются, например, старики, у которых есть собственное жилье и/или деньги в банке.

 

Вызов врача на дом почти никогда не покрывается медстраховкой, именно поэтому американцы стараются добираться до приемного покоя своими силами. Если же ситуация критическая, то звонить надо в службу спасения 911 либо в скорую помощь той страховой компании, которой вы платите деньги. В любом случае причина вызова впоследствии будет рассмотрена чуть ли не под микроскопом – а действительно стоило ли гонять из-за вас автомобиль? Почти всегда за вызов неотложки приходится платить. Но если травма была получена в автоаварии, супермаркете или госучреждении, то беспокоиться не стоит – в страховые полисы бизнесов и автомобилей включены расходы на лечение третьих лиц, пострадавших на территории или по вине застрахованного.

 

Что происходит, если страховки у вас нет, и не было, а «скорая» вызвана? Вас отвезут в ближайшую больницу, где придется первым делом решить – гарантируете ли вы оплату услуг, которые вам будут оказаны, или отложите расчеты на потом. Отвозят, как правило, туда, куда ближе, – может оказаться и роскошный госпиталь, как в сериале про доктора Хауса, и не самая гламурная больница. Если гарантии оплаты не будут получены – готовьтесь к тому, что оказывать вам помощь будут долго и лишь самую необходимую: умереть не дадут, но и пользы будет мало. Кстати, именно отсутствие страховки и финансовых гарантий необходимого курса лечения прервали жизнь писателя Сергея Довлатова: рассказывают, что, пока выясняли, кто и за что будет платить, сердце гения остановилось.

 

Алексей ОСИПОВ, Нью-Йорк

По материалам интернет-изданий