В 2014 году ансамбль танца «Запорожец» отметит 65-летие
09 жовтня 2013 23:13
Переглядів: 3003
Коментарів: 1
Надрукувати
Творчество
нуждается в зрителе. Один из старейших в нашем городе ансамбль танца
«Запорожец» в следующем году отметит свой юбилей – 65-летие. Этому
коллективу аплодировали зрители России и Европы. Да и в Запорожье ни
один крупный праздник не обходится без выступления ансамбля «Запорожец».
Об истории и перспективах развития коллектива, танцевальной лексике и рисунке танца «Запорожью Вечернему» рассказал художественный руководитель ансамбля танца «Запорожец», заслуженный работник культуры Украины Анатолий Кошель. Он самозабвенно предан своей профессии – настоящий трудоголик, и признается, что самым важным для него всегда был танец.
– Анатолий Алексеевич, расскажите, что собой представляет «Запорожец»?
– В коллектив я пришел в 1957 году к хорошему педагогу, руководителю ансамбля «Запорожец» Юрию Дмитриевичу Большакову. Я очень благодарен ему за то, что научил меня искусству танца.
В то время ансамбль находился на активном творческом подъеме. Свое первое звание «народный» – «Запорожец» получил в 1960 году, а в 1967 – высшее звание – «заслуженный коллектив Украины». Со своей программой ансамбль объездил пол-Европы, снимался в художественном фильме на студии имени А. Довженко. Коллектив приглашали выступать на ведущих сценах Советского Союза. И даже в Большой театр, Кремлевский дворец съездов.
В 1985 году Юрий Дмитриевич, в связи с уходом на пенсию, передал бразды правления ансамблем в мои руки. Я стараюсь не только сохранить творческий потенциал, традиции коллектива, но и шагать в ногу со временем.
Когда я стал художественным руководителем, то появился интерес к созданию постановок танца. Хотелось не просто отрабатывать элементы, а пропускать через себя весь танец, все его составляющие. И сейчас важно научить этому участников ансамбля.
90-е годы для «Запорожца» были сложными. И, тем не менее, никто из танцоров не покинул свой коллектив. За последние годы значительно возрос уровень исполнителей. Сегодня в ансамбле более 40 человек, а в программе больше сотни номеров. Кроме того, при ансамбле работает детский образцовый ансамбль «Казачата», созданный в свое время талантливым педагогом, руководителем Александрой Петровной Большаковой, где растет достойная смена.
По числу наград и по гастрольному графику они не уступают своим старшим коллегам. Сейчас руководит ансамблем Виктория Вутман, педагоги-хореографы ансамбля Ирина Петренко, Елена Локова, Игорь Семперович, который одновременно является солистом и репетитором ансамбля «Запорожец».
– С какими сложностями за время существования коллектива пришлось столкнуться?
– Если дело нравится, когда живешь этим, то и проблем не замечаешь. Участники ансамбля – это работники АО «Мотор Сич», а также студенты. Иногда люди приходят после работы уставшими, а на репетиции силы появляются и удваиваются. Это все творчество, и ты этим живешь.
– Как определяете приоритеты репертуара? Сколько новых постановок получается сделать за сезон?
– За последний год создано три новых полотна: «Авиационная сюита», «Веснянка», «Казачий пляс». Когда у танца есть энергетика, когда живешь этим танцем, вкладываешь душу, то он получается качественным и зрелищным.
Мы не замыкаемся в национальных рамках и зачастую представляем номера с танцами других народов. Наша программа состоит из двух отделений: украинские танцы и танцы народов мира – России, Болгарии, Венгрии, Молдовы.
Отмечу, что костюмы для нас – это не проблема. Коллектив выражает благодарность президенту АО «Мотор Сич» Вячеславу Богуслаеву за его помощь и поддержку.
– В каком танце лучше выражаются чувства - в парном или индивидуальном?
– В хорошей постановке должен быть сюжет. В сольном танце, когда выступает одна пара, передать чувства сложнее. Мы говорим не просто о движениях в танце, а об его лексике.
Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Если рисунок танца – это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца. Хочется, чтобы у участников ансамбля всегда было огромное желание танцевать и достигать совершенства исполнения.
– Как идет обновление состава молодыми танцорами?
– Сейчас есть постоянный состав и у нас столько работы, что я не успеваю этим заниматься. Нам нужен только действительно танцующий народ. Поскольку материал я даю очень сложный, особенно, что касается фольклора.
– В Запорожье вы, пожалуй, один из самых активно выступающих коллективов. Где вы показываете свое мастрство?
– Хочется и танцевать, и иметь успех у публики. Хороший прием зрителя говорит о том, что мы идем в правильном направлении. Людям нравится то, что мы делаем, по крайней мере, я на это надеюсь.
Коллектив регулярно участвует во всех мероприятиях, проводимых в Запорожье, а также в ряде всеукраинских и международных фестивалей, например, в России (международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень»). Все хореографические выступления за рубежом, в которых нам довелось поучаствовать, оставили впечатление мощности и масштабности.
В последние годы в Запорожье проводится фестиваль им. Ю.Д. Большакова. Традиционно ансамбль «Запорожец» в нем занимает первое место.
– От танцоров перейдем к зрителям. Есть ли у «Запорожца» свой постоянный зритель?
– В первую очередь, наш зритель – сотрудники АО «Мотор Сич». Есть для кого работать, творить. А работники «Мотора» – это самые частые и благодарные зрители на концертах коллектива. Планка действительно высока и ни в коем случае не хочется ее понижать и огорчать зрителя. Он, этот самый уровень, у «Запорожца» всегда был – и есть на высоте! Искусство должно оставаться искусством. Хочется каждый раз выглядеть на сцене лучше и лучше.
Вера ВЛАДИМИРОВА
|