Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Как звенья одной цепи

Как звенья одной цепи

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Как звенья одной цепиВ рабочем кабинете Ярослава Сухого – фотография еще молодого мужчины в солдатской форме. Абсолютного сходства нет, но то ли глаза, то ли овал лица подсказывает: тут прямое родство.

–Это отец? – спрашиваю, уже предвидя утвердительный ответ

–Да. Это Михаил Матвеевич Сухый. Мой отец. Я его помню только таким, и то потому, что в нашем доме всегда на видном месте стояла эта фотография. Хотя… Других-то и не было. Эта чудом попала в мамины руки. Маленький снимок на документы… Спасибо сельскому фотографу-ретушеру: сумел вытащить более-менее внятное фото… Когда отец умер, мне не было и трех лет. Так что другого, не такого как на фотографии, я отца не представляю…

 

 

Вот таким эпиграфом к интервью о 70-летии со дня освобождения Запорожья от немецко-фашистских захватчиков стал этот короткий диалог. А дальше – уже само интервью: Сухый говорил об очень важном, пожалуй, о самом важном.

–Ярослав Михайлович, что для вас 70-летие со дня освобождения Запорожья?

Вот смотрите: те, кто родился в октябре 1943 года, сегодня уже имеют не только детей и внуков, но у многих правнуки подрастают. Это сколько поколений? Три точно. Три поколения запорожцев в глаза не видели войну. Не стану говорить, что такое война. Уверен, вы разделяете мое мнение. А вот семь десятилетий без нее – это не типичная для Украины ситуация. Кто только не шел на нас с мечом! Как часто были эти нашествия!.. И вот, пожалуй, впервые в истории наступил долгий мир. Другое дело, как мы распоряжаемся мирной жизнью. Увольте, но не стану говорить о политике. Давайте зайдем с другой стороны: готовы ли мы, каждый из нас в отдельности ценить по достоинству мир? Еще лет двадцать назад ответил бы, не задумываясь: готовы. И ценить, и защищать. Тогда спроси у первоклассника, какая была война, он бы сразу ответил: Великая Отечественная. Слова были определениями, несли в себе патриотический заряд: Великая и Отечественная. А сегодня?

–Вторая мировая. И то не каждый старшеклассник назовет страны, участвовавшие в этой войне…Могут сказать, что против Гитлера воевал Ленин…

Кто их этому научил? Вернее, кто их не научил самому очевидному? Проще всего все свалить на школу, на учебники истории, в которых, что ни издание, то уже другая история. Но еще живы те, которые воевали с фашистами –оккупантами. И я не верю, что найдется хоть одна семья, по которой бы не проехала танком последняя война. Если отец с дедом погибли не на передовой, то пропали без вести. А удалось выжить, дойти до дома, умирали от ран, как мой отец. Он хоть успел стать отцом… А сколько не успело? Ушли из жизни недолюбив,

недокурив последней сигареты… Правильно говорят, что вместе с ними, с каждым из них ушел целый мир. Надо помнить об этом всегда. Независимо от строя и власти. А память – это же связь времен. Если мы хотим быть народом, а не племенем, у нас должна быть историческая память. Одна на всех. И у каждой семьи – своя. Не получается пока, чтобы одна на всех. На Западной Украине иные политики навязывают свою память, свою правду о войне. Это очень больной, скорее, горький вопрос. Без однозначного ответа. Я бы сюда прямолинейно не лез. Ни на государственном, ни на личном уровне. Может быть, надо установить мораторий  на эту тему. Диалога пока не получается. Скорее, все яростнее раздувается вражда. И к всенародному прощению мы не готовы. Прощать может не каждый. Тут нужны такие духовные силы! Пока же с духовностью у нас большие проблемы…

–Вы предлагаете отпустить проблему?

Ни в коем случае! Я предлагаю восстановить, не удивляйтесь тому, что сейчас скажу, свою родословную. Кто были наши прадеды? Вы знаете? До седьмого, да хотя бы до третьего колена можете назвать? Я – нет. Так есть еще хуже меня: иной молодой человек  понятия не имеет, воевал ли дед во время Великой Отечественной войны, где именно, какой род войск, имеет ли награды и за что. Есть совсем неприемлемые вещи: внуки не знают имени-отчества своего деда… Где уж тут про род войск! Никто этим внукам не объяснил, что все возвращается на круги своя. И уже их внуки не назовут  полное имя деда, не скажут, что дед успел сделать в этой жизни.

–Ну, тут школа не виновата…

Вот оно! В точку! Ни школа, ни власть. Все идет от семьи. Мы так привыкли страдать и жаловаться на нашу жизнь, жалеть себя без отрыва от телевизора, мобильного телефона и компьютера, что не находим времени на разговоры со своим чадом. Конечно, если сынок уже вымахал выше папы, без наушников и шагу не ступит, книги в упор не видит, трудно рассчитывать на семейный разговор о том, кто он и какого роду-племени. Говорить с детьми надо начинать тогда, когда ребенок только знакомится с миром. Про Гарри Поттера и Шрека он успеет узнать. А про прадеда? Ведь у абсолютного большинства из нас были достойные деды и прадеды. Это про них говорили «живет по чести и совести», «золотые руки», «доброе сердце». Возможно, ни Георгиевский Крест такой прадед не получил, ни Героем Советского Союза не стал. Но он жил, работал, растил детей и не позволял себе подлый поступок. Так давайте, рассказывая нашим детям, возводить это в степень! Лучшего примера, причем, личного, семейного, не найти.

– Ярослав Михайлович, я задам личный вопрос?

Мы и так говорим о личном. Вы не заметили? Или совсем-совсем личный?

–Похоже, что совсем-совсем. Вы в своей семье учили детей такой фамильной памяти?

–Тогда мне казалось, что не учу, а просто рассказываю, кто мы и откуда. А сейчас понимаю, что учил. И научил. Теперь мои дочери делают то же самое. Хотя и современные они барышни, и музыку другую любят, и стол на праздник не по-моему накрывают… Но мои внуки – не иваны, родства не помнящие, это точно. А один из них, самый младший, носит имя своего прадеда, моего отца: Михаил. Его мама, моя дочь, своего деда тоже видела только на этой фотографии… Знаете, какое смешанное чувство было у меня, когда Анюта сказала, что если будет сын, назовет его в честь своего деда. А когда сын подрастет, будет ему рассказывать, какой у него тезка… И она будет рассказывать, я не сомневаюсь. Это же новое звено в нашей цепи. Пока маленькое, хрупкое, но – Михаил!

–Я могу только сказать, а вы, пожалуйста, передайте: респект тебе, Анюта! И попросить вас закончить это интервью, за которое вам стопудовое спасибо, вернувшись к теме «14 октября будет 70 лет со дня освобождения Запорожья»…

И я от всей души поздравляю запорожцев! Это дата, за которую не стыдно. Это праздник действительно со слезами на глазах. Их не надо прятать. Ими надо гордиться: они свидетельство любви, уважения и гордости за наших родителей, за все, что они выдержали в той страшной войне. Выдержали и победили. Поклониться бы им всем в ноги. Помянуть тех, кто не дожил. Словом, не забывать, помнить…