Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Мания дорожного величия

Мания дорожного величия

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Мания дорожного величияПроизнесенная Николаем Гоголем два века назад фраза «У России две беды – дураки и дороги» в Украине не потеряла актуальности и сегодня 

 

Вы никогда не пробовали растолковать гражданину какой-нибудь зажиточной страны, каким образом можно, не имея ни гроша за душой, строить фантастические планы по развитию инфраструктуры нищего государства? Если хотите снискать себе славу умалишенного – пожалуйста, сделайте одолжение. Как раз по такому пути сегодня идет Украина, заявляя о старте крупномасштабных проектов и совершенно не подозревая, где взять средства на их реализацию.


Только люди с феноменальной памятью в курсе, когда впервые на государственном уровне заговорили о необходимости строительства платных скоростных дорог. Ясно, что дальше задушевных бесед на заданную тему никто не продвинулся, потому что автобаны для Украины и сейчас остаются непозволительной роскошью. Однако в последние пару лет правительство все чаще стало заострять внимание на этом моменте, даже невзирая на то, что денег в казне стало намного меньше.


На прошлой неделе вице-премьер-министр Александр Вилкул объявил, что Кабмин разработал проекты по строительству платных дорог, и первые из них будут начаты уже в 2015 году. Всего планируется оборудовать шесть скоростных трасс: Большая кольцевая дорога вокруг Киева, Ровно – Броды – Львов – Краковец; КП «Щербаковка» – Харьков – Новомосковск – Перещепино; дорога из Киева в Крым на участке Ульяновка – Николаев – Херсон – Красноперекопск – Симферополь; трасса из Москвы на Крым на участке Днепропетровск – Симферополь; дорога Одесса – Рени на участке Одесса – Монаша.


Глава Государственного агентства автомобильных дорог Украины Евгений Прусенко заявляет, что платные дороги будут сооружаться в непосредственной близости от бесплатных, чтобы автолюбитель сам мог выбирать, с комфортом ему передвигаться или по привычным ухабам. Пока чиновники рассчитывают стоимость проезда по скоростной трассе, исходя из тарифа 30 копеек за километр для легковушек и гривна – для грузовых машин. Для сравнения: в Польше плата за использование автобанов примерно аналогичная, в Италии и Франции для легковых авто – 1 и 1,5 гривен соответственно. Новые украинские трассы будут двухполосными в обоих направлениях, ехать по ним можно со скоростью до 150 км/ч (сейчас на магистралях ограничение установлено на уровне 130 км/ч).


Но от стоимости проезда перейдем к другим, более привязанным к реальности расчетам. Дорожники подсчитали, что один километр платной трассы обойдется приблизительно в 40-45 миллионов гривен, а всего планируется «навести марафет» на 2500 км дорожного полотна. По самым скромным подсчетам, это обойдется в сумму около ста миллиардов гривен – это три годовых (!) бюджета Украины. То есть либо абсолютно все заработанные средства нужно вкладывать в этот проект, либо строительство скоростных автобанов будет продолжаться лет тридцать-сорок, и это еще оптимистичный прогноз, памятуя нашу неповоротливость и повальное воровство. Короче, ориентируясь на собственные заработки, продолжать нам ездить по болотам и оврагам до скончания века, но...


Есть в лексиконе финансистов и чиновников такое хитрое слово – «концессия». Это привлечение государством определенной доли частных инвестиций в какой-либо проект. Практика мировая, сложившаяся в течение многих веков, но крайне неохотно приживающаяся у нас. Во-первых, держава не может гарантировать концессионерам гарантий возврата потраченных средств, во-вторых, предпочитает самоустраняться от возможных рисков и, в-третьих, есть проблемы с землеотводом. То есть все, что на западе решается в самые сжатые сроки, в Украине непостижимым образом озадачивает все звенья этой цепи. Никакой иностранный инвестор без предоставления гарантий даже на диалог не пойдет, а свои олигархи, зная об особенностях национальной экономической политики, рискнут вовлечь себя в такую аферу только под дулом автомата.


Убивает надежду на концессионное решение дорожной проблемы Украины и разработанная концепция государственной целевой экономической программы развития автомобильных дорог общего пользования на 2013-2018 гг. Согласно ей, ремонт и прокладка дорожного полотна будет распределена между центральной и местной властью. То есть если дороги международного, национального или регионального значения, ими будет заниматься государство, а городскими и сельскими – территориальные общины. Это ж какой диагноз должен быть у инвестора, чтобы он сдуру вложился в проект, ничего кроме обострения психической болезни не сулящий? В таком бардаке, который ему устроят, самый здравомыслящий капиталист припадочным сделается.


Да, вот что еще: подавляющее большинство украинских дорог строится за счет взятых в банке кредитов. Причем, по признанию все того же Евгения Прусенко, власть берет их, заведомо зная о том, что выплачивать займы возможности нет. Догадываетесь, какой тирадой разразится доверчивый концессионер, когда его будут постоянно кормить «завтраками»? И то, если на первом этапе сделки не потеряет речь от предложенного размера отката только за получение разрешения на строительство. Так что разрабатываемый правительством план по привлечению инвестиций в сооружение платных автомобильных дорог в такой обескураживающей обстановке с вероятностью 95% обречен на провал.


По-хорошему, власть должна сначала взяться за капитальный ремонт уже существующих дорог, поскольку, ввязавшись в авантюру со строительством автобанов, заставит украинцев напрочь позабыть о том, что такое дороги вообще. Сейчас мы хотя бы местами видим огрызки асфальта, а пройдет десяток лет – и все, глину месить будем. Но лично мне кажется, что государство на это чихать хотело. Не потому ли Украина занимает 137-е место из 144 стран по качеству дорог, расположившись в донельзя приятной компании – аккурат между Россией и Габоном? Видимо, и у этих товарищей по несчастью с дураками при власти сложилось очень удачно...

 

Анекдоты в тему


– Ты слышал? В Украине собираются строить платные автодороги. Они будут в два раза дешевле бесплатных.
– Это как?
– На платных дорогах не будет гаишников.

 

 

Украинские дороги на самом деле не ремонтируют, а только перемещают ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить.