Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Демонстрация бурной деятельности

Демонстрация бурной деятельности

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Демонстрация бурной деятельностиНа прошлой неделе на заседании Кабмина премьер-министр Николай Азаров признал, что в Украине были задержки социальных выплат некоторым категориям населения и что ответственность за это несет, в частности, министр соцполитики Наталья Королевская. Действительно, персональная страница премьер-министра в «Фейсбук» полна жалобами от граждан, не получивших законных социальных выплат, в числе прочего, по безработице. Задолженность, по некоторым данным, на сегодня составляет около 2 млрд. грн. 

 

Если разобраться, государственный центр занятости сегодня для безработного украинца вряд ли является надеждой на благополучное трудоустройство, скорее, островком, где можно как-то «перестоять» тяжелое незанятое безвременье. А министр соцполитики, в свою очередь, каких только шагов не предпринимает, лишь бы снять головную боль в лице нуждающихся в государственной поддержке. То, помнится, инициировала прокурорские проверки руководителей некоторых региональных центров занятости на предмет пребывания там граждан в статусах безработных более 190 дней. А потом вообще заявила, что, дескать, раз в Европе безработный на учете пребывает не более трех месяцев, значит, и нам следует перенять эту практику. Но, позвольте, европейскому безработному просто за указанный период работу находят, а у нас?..


И тут Наталья Королевская усмотрела выход. Она решила штрафовать работодателей за то, что не регистрируют вакансии. И вот, наконец, недавно социальный министр заявила о снижении безработицы, но умолчала о том, куда подевались «бывшие» безработные. Все просто: одним на открытие «бизнеса» выдали материальную помощь, других – после шестимесячного простоя сняли с учета и отправили на «вольные хлеба». Вот поэтому и получились официальные данные о безработице весьма заниженными.


Интересно, если инспекторов по трудоустройству в госслужбах занятости премировать за каждого трудоустроенного, ситуация с безработицей улучшилась бы? Возможно, но только в том случае, если бы центры занятости самостоятельно создавали рабочие места. Зайдите в любой районный центр занятости Запорожья, и вы увидите, как специалисты-сотрудники из кожи вон лезут, чтобы проинформировать и устно, и посредством наглядной агитации, дабы помочь населению с трудоустройством. А на уровне областного центра занятости на арендованных презентабельных территориях проводятся и встречи-семинары с работодателями, и выставки вакансий. Но все зависит от экономики – если она работает, то и руки будут заняты, а если нет – увы, никакие «месячники занятости» не помогут. Например, в Запорожье решить проблему с трудоустройством весьма проблематично, хотя бы потому, что работающих в полную силу предприятий раз-два и обчелся. Но зато есть изобилие действующих супермаркетов, на входных дверях которых размещены объявления о различных открытых вакансиях, а в районных центрах занятости таковые предложения отсутствуют. Почему? Да потому что главные офисы запорожских торговых центров сосредоточены в других городах: Днепропетровске, Киеве или за границей. Вот и приходится довольствоваться заявками от муниципальных жилищно-эксплуатационных служб на должности с зарплатой в полторы тысячи согласно штатному расписанию.


А в то же время соискатель, действительно нуждающийся в трудоустройстве, считает куда более действенным заплатить кадровому агентству, обзвонить знакомых и покопаться на сайтах work, rabota или JOB в поисках подходящей вакансии.

 


У сегодняшней плачевной ситуации с госслужбами занятости есть свои корни. Дело в том, что раньше они в большинстве стран были созданы как государственные организации для посреднической деятельности в трудоустройстве, чаще с монопольным положением. За последние четверть века ситуация изменилась, т.к. единственная монопольная организация не способна обслуживать гибкий, быстро меняющийся, рынок труда. Тем более что во многих странах государственные службы занятости стали объектом ограничений государственных расходов, что означает – сужение возможностей.


Понимание этой проблемы привело к принятию Конвенции МОТ (Международной организации труда) №181 «О частных агентствах занятости». Во многих европейских странах (Португалия, Дания, Нидерланды, Швеция, Германия, Финляндия и др.) монополия государственной службы занятости была официально ликвидирована. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировали 23 страны, но, увы, Украины в их числе нет.


На Западе по безработице выплачивается не помощь, а налог, который идет в штатный фонд по безработице. Когда человек остается без работы, то ему из этого фонда выплачиваются его же деньги. В западных странах пособие по безработице не платится дольше двух лет. Если человек за данный период не находит работы, то ему платится пособие по бедности, составляющее в среднем 400–500 долларов на человека.


Но нам до их уровня шагать и шагать и на этом пути никакая социальная политика украинцу не поможет, а поэтому, отбросив спесь и доводы, дескать, такая работа мне не по уровню, и делать ее не буду – лучше засучите рукава и беритесь за нее, если нет других вариантов прокормить семью. Давно пора понять, что мы – винтики в большой производственной машине, независимо – образованные или нет. Лишь бы трудиться умели.