Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Валентин ПАСТЕРНАК: «ВМЗ – это залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне»

Валентин ПАСТЕРНАК: «ВМЗ – это залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне»

Категорія: Позиція » Новини Позиція » Виробництво

Валентин ПАСТЕРНАК: «ВМЗ – это залог стабильности и уверенности в завтрашнем дне»

Исторически сложилось так, что восточная Украина традиционно является индустриальным сердцем нашей страны, и считается, что в западной ее части производство фактически не представлено. Отчасти это верно, однако и там есть населенные пункты, где функционируют достаточно мощные предприятия, на которых держатся целые районы и даже области. Именно это можно сказать в отношении города Волочиск (Хмельницкая область), где вот уже более сорока лет действует машиностроительный завод, входящий в структуру АО «МОТОР СИЧ».

 

 

 

Как известно, у флагмана авиационной отрасли Украины есть немало филиалов по всей стране, но лишь единицы не вошли в его состав в определенный период времени, а были построены самим предприятием, что называется, «с нуля». Волочиский машиностроительный – это завод, первый камень, в фундамент которого был заложен с подачи тогдашнего руководителя запорожского производственного объединения «Моторостроитель» Василия Омельченко в 1970 году, а уже в следующем предприятие выдало на-гора первые образцы продукции. Тогда «Моторостроитель» развивался гигантскими темпами, и возник вопрос о привлечении дополнительной рабочей силы – так в качестве новой промышленной площадки и был выбран Волочиск.


– Городок у нас небольшой, всего 20 тысяч населения, а на ВМЗ работают почти две с половиной тысячи человек, – рассказывает директор Волочиского машиностроительного завода Валентин Пастернак. – То есть, с учетом членов семьи, к заводу имеет отношение практически каждый третий житель города. По количеству работающих наше предприятие – самое крупное сразу на две области, Хмельницкую и Тернопольскую. Кроме того, оно является градообразующим: около 25% бюджета всего района составляют налоговые отчисления с ВМЗ. Только за девять месяцев текущего года в бюджеты всех уровней мы перечислили 25 миллионов гривен. К сожалению, и в городе, и в районе практически не осталось производства – другие заводы либо уже давно остановились, либо дышат на ладан. Люди работают за копейки, получают зарплату в «конвертах». Одним словом, депрессивный регион, и наше предприятие – один из немногих проблесков на общем фоне. Конечно, по мере сил облагораживаем территорию города, следим за состоянием памятников, поддерживаем социальную сферу района – считаем это своей обязанностью перед населением.


– Валентин Григорьевич, расскажите, пожалуйста, с чего, собственно, начинался ВМЗ?


– В 1970-е годы мы осваивали первые, простейшие детали инструментального производства, моторные детали, передвижную электростанцию ПАЭС-1600, впоследствии модернизированную с помощью запорожских конструкторов до современной модели ПАЭС-2500. Тогда же, выполняя задание правительства, производили товары народного потребления – детские манежи, гимнастические комплексы, аттракционы «Веселые горки». В 80-х вплотную занялись двигателем АИ-20 – ремонтировали их до 300 штук в год. Ну, а потом наступили 90-е – годы хаоса и разрыва практически всех налаженных связей. К примеру, если в эпоху застоя мы производили по 90 передвижных электростанций в год, то в этот период – не более десяти. Пришлось сосредоточиться, в основном, на товарах народного потребления – тех же глушителях на разные модели автомобилей. Это и помогло заводу пережить трудные времена, а уже с 2000-х обстановка на предприятии стабилизировалась, появились постоянные надежные заказчики, началась глубокая модернизация электростанций.


Сейчас на ВМЗ работает цех по изготовлению технологической оснастки, два цеха по выпуску моторных деталей для авиадвигателей: темпы производства растут, продукция совершенствуется. Так, на ноябрьском совещании президент АО «МОТОР СИЧ» Вячеслав Богуслаев отметил наши достижения, подчеркнув, что впервые все цехи предприятия выполнили поставленный план. Сегодня мы производим порядка 6000 наименований моторных деталей, товаров народного потребления – около 50. Мотоблоки, электростанции – все это востребовано на рынке. Что касается новых образцов продукции, все зависит от конъюнктуры: что требует покупатель, то и будем производить. На месте стоять не будем точно, потому что не можем себе этого позволить.


– Видимо, в том числе и в плане модернизации производства?


– Безусловно, это основополагающий момент. Существует план, по которому мы обязаны модернизировать имеющееся оборудование. Например, в этом году через эту процедуру пройдут 15 станков. Обновить оборудование гораздо дешевле, чем приобретать новое, а служить модернизированные станки будут еще очень долго. Впрочем, это не значит, что предприятие не закупает новые: в частности, в прошлом году приобрели пять испанских автоматических станков, одни из лучших в своем классе. Головное предприятие регулярно финансирует эти мероприятия, и сейчас мы готовим предложение о модернизации и приобретении оборудования на следующий год – надеемся, запорожское руководство удовлетворит нашу просьбу.


– На данный момент, какие государства являются основными партнерами ВМЗ?


– Начнем с того, что 90% продукции завод поставляет на головное предприятие – по авиационной тематике. А если говорить о тех же передвижных электростанциях, то они пользуются большим спросом в России, эксплуатируются в странах Ближнего Востока, Южной Америки, Азии. АО «МОТОР СИЧ» – предприятие, представленное в 120 державах планеты, и ВМЗ прилагает все усилия для расширения этого международного сотрудничества. Считаю, что у отечественного машиностроения есть и будущее, и перспективы – на это указывает стабильный спрос на моторовскую продукцию во всем мире.


– Не могу не спросить о кадрах: насколько острый этот вопрос для машиностроительного завода?


– К сожалению, достаточно острый. Не все учебные заведения готовят нужных нам специалистов – например, токарей-автоматчиков не хватает катастрофически. Стараемся выкручиваться, подтягиваем молодежь, обучаем ее, направляем в вузы. Работают на предприятии выпускники Запорожского национального технического университета, Харьковского авиационного института, Тернопольского технического университета, Хмельницкого национального университета и т.д. Разумеется, есть проблема с молодыми специалистами: раньше ВМЗ строил жилье для заводчан, а теперь оно передано в коммунальную собственность, так что на работу приходится принимать только местных жителей. В принципе, от желающих трудиться на предприятии отбоя нет: все хотят стабильности, хорошей зарплаты, уверенности в завтрашнем дне, а ВМЗ – это синоним этих слов.


Отдельно подчеркну, что связь с головным предприятием у нас налажена очень четко. Наши специалисты часто бывают в Запорожье, перенимают опыт у специалистов АО «МОТОР СИЧ», они, в свою очередь, также частые гости в Волочиске. Регулярно приезжает на ВМЗ и президент предприятия Вячеслав Богуслаев, ставит нам новые задачи, а если и критикует, то строго по делу – подстегивает к работе. Положа руку на сердце, если бы такие руководители были на всех ключевых постах в государстве, то и страна, и люди жили бы совершенно по-другому.

 

ВРЕЗКИ


Виталий Назаров, заместитель директора по производству ВМЗ:


– Всего лишь несколько лет назад наш завод стал выходить из затянувшегося пике. До 2007 года наблюдалось падение производства, работали только в одну смену. Но затем разделили один цех на два моторных, набрали рабочих, организовали производство в несколько смен. И уже к 2011 году по сравнению с 2007-м увеличили объемы моторного производства в четыре раза. А в 2013 году завод стабильно выполняет месячные планы. Сегодня, например, в месяц делаем шесть двигателей АИ-20 (наземный вариант) и 11 электростанций ПАЭС-2500 в год, хотя раньше о таких показателях могли только мечтать. Конечно, не хватает нам квалифицированных специалистов, состояние большинства единиц оборудования далеко от идеального. Но мы двигаемся в направлении модернизации, закупаем новые станки. И я глубоко убежден, что лучшие времена ВМЗ еще впереди.

 

Николай Басистюк, заместитель директора по строительству и социальным вопросам ВМЗ:


– В 1970 году началось строительство нашего завода: занимались этим более десяти строительных и подрядных организаций – из Украины, России. Параллельно возводилась инфраструктура – общежития, школы, детские сады. В то время проблема была одна: не где взять деньги, а на что их потратить, поэтому строительство шло очень приличными темпами. На данный момент строить что-то новое нет нужды, поэтому занимаемся текущим ремонтом и реконструкцией помещений, достраиваем базу отдыха, занимаемся музеем боевой славы Великой Отечественной войны, пополняем его экспонатами.

 

Владимир Яковлев, главный инженер ВМЗ:


– Как и в прошлом году, в этом нам были заданы высокие темпы роста как моторного, так и инструментального производства. Обеспечить его не так просто, но все службы стараются выполнить план, как того требует головное предприятие. Перед нами стоит задача разработки оснастки и новых технологических процессов, необходимо также обеспечить работу оборудования, подбор квалифицированных кадров для авиационного производства. Конечно, с последним вопросом обстоит особенно сложно, но все же привлекаем к работе местную молодежь и обучаем ее, направляем в профильные вузы.

 

Евгений Синьков, председатель профсоюзного комитета ВМЗ:


– Наша главная задача – социальная защита работников завода. Средняя зарплата на предприятии – 2,5 тысячи гривен, полный социальный пакет, молодым специалистам доплачиваем за наем жилья. Коллективный договор соблюдается неукоснительно, все спорные вопросы решаются совместно с администрацией. Если у работников возникают проблемы, стараемся их решить, если это в нашей компетенции. Конечно же, хочется, чтобы социальной сфере, культуре, спорту на заводе уделялось еще больше внимания, и это было заложено в новом коллективном договоре.

 

 

С фотоотчетом Вы можете ознакомиться здесь

 

Максим КОРОБЕЦ, Владимир САЛЬНИКОВ