Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Александр Син: «Если Кабмин примет наши предложения, в ЖКХ смогут прийти частные инвесторы»

Александр Син: «Если Кабмин примет наши предложения, в ЖКХ смогут прийти частные инвесторы»

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Александр Син: «Если Кабмин примет наши предложения, в ЖКХ смогут прийти частные инвесторы»Сегодня о необходимости модернизации практически всех отраслей украинского хозяйства не говорит только ленивый. Но – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. За дискуссиями о цивилизационном выборе Украины у нас, кажется, забыли о самых насущных проблемах. Поэтому в беседах с нашими гостями мне все чаще приходится задавать вопрос, а не рванет ли там, где у нас тонко – то в пенсионной системе, то в банковской, то в социальном секторе. Но тема сегодняшнего разговора – наиболее близкая и болезненная для каждого из нас. Та же Россия уже не первый год занимается модернизацией системы ЖКХ – обновлением котельных, заменой магистральных трубопроводов, решает проблемы квартальных сетей и привлекает в отрасль частных инвесторов. У наших же украинских экспертов этого рынка услуг нет пока даже понимания того, что тарифы нужно заморозить надолго не только для населения – для всех участников структурной цепочки, от производителя до потребителя. О насущных проблемах городского хозяйства мы говорим сегодня с городским головой Запорожья Александром Ченсановичем Сином. 

 

– Ассоциация городов Украины предложила Верховной Раде свое видение бюджета на следующий год. В чем заключаются эти предложения?

 

– Ассоциация городов на заседании правления приняла данное обращение, текст которого был передан Кабинету министров и Министерству финансов. Эти предложения можно распределить по нескольким блокам.


Первый блок – это исполнение государственного и местного бюджетов органами казначейства. Целый ряд бюджетных программ сегодня финансируется с задержкой. Возникла угроза того, что расходы, которые обеспечиваются за счет средств госбюджета, могут быть не профинансированы до конца текущего бюджетного года. Согласно бюджетному законодательству эти расходы аннулируются, то есть «прощаются».


Но, поскольку заключены реальные договора с подрядчиками, то эти обязательства ложатся дополнительным бременем на местные бюджеты. Мы попросили, чтобы кредиторская задолженность, которая возникнет вследствие не финансирования органами казначейства, была признана госбюджетом и нашла отражение в бюджете 2014 года.


Второй блок предложений – это то, что недофинансирование госпрограмм казначейством тоже должно найти отражение в бюджете следующего года.


Третий блок – балансировка фондов оплаты труда и социальных выплат до конца 2013 года. Министерство финансов должно изыскать эти средства, чтобы покрыть расходы местных бюджетов.


Кроме этого, целый пакет предложений касался хронического недофинансирования тех или иных программ из госбюджета (субсидии на финансирование льготного проезда и т.д.).

 

– В разрезе возникших задолженностей президент Виктор Янукович одобрил закон, предоставляющий право реструктуризировать фактическую задолженность госбюджета перед местными бюджетами за нынешний год по разнице в тарифах на тепловую энергию, водоотвод и водоснабжение путем выдачи казначейских финансовых векселей. Какова перспектива погашения таких векселей?

 

– Глава государства, поддержав такое решение, снимает проблему с городов. Мы получаем возможность рассчитаться с НАК «Нефтегаз Украины» или с энергорынком казначейскими векселями, которые нам будут выданы Министерством финансов. Таким образом, мы уменьшаем свою задолженность перед соответствующими энергетическими компаниями. В свою очередь, эти энергокомпании через систему векселей будут напрямую взаимодействовать с госбюджетом. Я считаю, что это положительный шаг, который улучшит экономический баланс предприятий на местах и выведет нас из ситуации, когда нам постоянно угрожают отключением газа за имеющиеся долги.

 

– Недавно в Запорожье проходил семинар по энергоплану с привлечением украинских и зарубежных экспертов. О чем шла речь?

 

– Самое главное, что мы сделали, мы представили широкой общественности наш план с девятью инвестиционными проектами. Задача этого муниципального энергетического плана – модернизировать ЖКХ и снизить потребление энергоресурсов путем проведения термоизоляции зданий.


Также в задачи плана входит сокращение потребления энергоресурсов с одновременным уменьшением доли традиционных источников энергии и заменой их на альтернативные источники. Например, мы часть города собираемся снабдить горячей водой за счет вторичного тепла, а часть освещения улиц города хотим обеспечить за счет энергии солнечных батарей, установленных на зданиях бюджетной сферы.


На семинаре мы заявили о том, что Запорожье готово присоединиться к соглашению мэров городов ЕС, которые решают задачу «20-20-20»: на 20% сократить потребление энергоресурсов, на 20% уменьшить выбросы угарного газа, на 20% увеличить долю возобновляемых источников энергии.

 

– Выдержит ли наша страна и город, в частности, еще пару крепких зим со своим изношенным коммунальным хозяйством?

 

– Запорожье однозначно выдержит, потому что не было еще ни одного такого года, чтобы мы не вкладывали средства городского бюджета и предприятий в ремонт и реконструкцию нашего водопроводного, канализационного и теплового хозяйства. Техническое состояние наших предприятий улучшается.

 

– В мире распространена практика привлечения к модернизации энергосистем, теплотрасс и т.д. частных компаний. Что Вы думаете по этому поводу?

 

Сегодня тарифы теплосетей являются убыточными. Цена на газ, потребляемый тепловыми сетями для отопления населению, убыточна и дотируется государством. Если сейчас напрямую частная компания начнет инвестировать, она не получит доступ к разнице в тарифах. У частной компании нет реального механизма окупить свои инвестиции.


 Если же государство перенаправит экономию от, например, НАК «Нефтегаз» на того, кто реализует инвестиционный проект или от разницы в тарифах, получаемой теплосетями, то я уверен, что это создаст дополнительные стимулы для прихода частного капитала в этот сектор.


О какой экономии идет речь? Имею в виду наши предложения, презентованные на семинаре по энергосбережению.


В своем муниципальном плане мы предложили изменить порядок финансирования разницы тарифов из бюджета. Подсчитано, что если прямо окупать расходы на термомодернизацию домов, то понадобится 35 лет. Но, если мы делаем термомодернизацию дома, то он сразу начинает вдвое меньше потреблять тепла. Это значит, что нашим теплосетям нужно вдвое меньше вырабатывать тепла, а мы получим вдвое меньше дотаций на разницу в тарифах.


Мы также потребим в два раза меньше газа. Следовательно, вдвое меньшей будет и дотация НАК «Нефтегазу» на разницу в тарифах из госбюджета. И если вот эти две разницы в тарифах направить на погашение стоимости термомодернизации, то окупаемость проекта уменьшится с 35 лет до 10 лет.


Если правительство примет наши предложения, то частному капиталу будет интересно зайти на этот рынок.

 

– Как запорожцы платят за коммунальные услуги? Какие есть проблемы?

 

– Уже на протяжении последних трех лет более 90% населения исправно оплачивает коммунальные услуги. Для того чтобы восполнить недостающую часть плательщиков, мы применили механизм поощрения добросовестных плательщиков – тех, кто на каждое первое число месяца не имеет долгов. Такие запорожцы получат 5%-ную скидку на стоимость услуг, оказанных в предыдущем месяце.

 

 

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ