Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Духовный центр православия.

Духовный центр православия.

Категорія: Позиція » Статті » Культура

Духовный центр православия.Свято Успенская Почаевская лавра основана на горе близ местечка Почаев около 1240-1241 г. затворниками Киево-Печерской лавры, бежавшими после разорения Киева ханом Батыем. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след ее стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. 

 

С этого начал свой рассказ наш экскурсовод Павел, семинарист Почаевской лавры, который в процессе нашего общения показал нам храмы и рассказал о святынях лавры.


Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были сооружены два придела святого Николая Чудотворца и святого Александра Невского.


В лавре построены храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы; во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях; во имя Святой Живоначальной Троицы; во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, и храм во имя святой Варвары.


Знакомясь с историей лавры, можно отметить, что были времена, когда она приходила в запустение. Но вновь обитель была устроена помещицей Анной Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери.


Случилось это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы, а она получила икону от Греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.


С 1596 года монахи Почаевской лавры решительно выступили против унии, а во времена литовского правления на Волыни главными духовными деятелями лавры и самыми ее непримиримыми противниками были преподобный Феодор, князь Острожский, и святой митрополит Фотий, а также преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря, и священномученик Макарий, архимандрит Овручский.


В 1721 году Почаев был полностью занят униатами. Однако и в это трудное для лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Так, например, во второй половине 18 века, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие давало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. Позже на его средства были построены Успенский собор и братский корпус лавры.


Возвращение Почаева к православию в 1832 году было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска. В память этих событий архиепископ Волынский священноархимандрит лавры Иннокентий установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.


Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери было установлено 23 июля, в память избавления Успенской Почаевской лавры от турецкой осады в июле 1675 года.


Согласно истории, летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, в период царствования польского короля Яна Собесского, полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, осадив ее с трех сторон. Монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители были слабой защитой для осаждаемых.


Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.


Утром 23 июля с восходом солнца татары держали последний совет о штурме обители, а игумен велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Пречистая Богородица, «омофор белоблестящийся распуская», с небесными ангелами, которые держали обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери и, кланяясь ей, молился о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад в тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.


В 1833 году лавра получила статус с присвоением ей четвертого места среди существующих лавр в России.


Но вернемся к святыням лавры, главной из которых является Почаевская икона Божией Матери, находящаяся в Успенском соборе. Здесь же находится отпечаток стопы Богородицы с целебным источником. А в пещерном Свято-Троицком храме находятся мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских.


Спустившись по крутой лестнице и пройдя длинный коридор-галерею, на стенах которого изображены лики святых угодников, входим в небольшой пещерный храм. Он устроен на склоне горы так, что как бы соединен с ней. С правой стороны церкви – окна, а с левой вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова и Амфилохия. Там находится маленькая пещерка, где молился божий угодник Иов. Над входом в грот помещена древняя икона преподобного Иова, а на стенах написаны важнейшие события в его жизни.


Посетив лавру, познаешь, что духовную силу монастыря составляют не только великолепные храмы и его Святыни, но и те, кто живет и несет послушание в обители. Хозяйство лавры ведет эконом и его помощники, а финансами ведает казначей. Иноки, живущие здесь, несут еще послушания библиотекаря, звонаря, просфорника, экскурсовода, преподают в Духовной семинарии. Другие трудятся на кухне, в иконной лавке, за свечным ящиком, на экономии. Послушание есть у каждого инока, а у некоторых их несколько.


Мы поблагодарили нашего экскурсовода, который предложил нам еще раз самостоятельно пройти по лавре и провести наедине время у каждой Святыни.

 

г. Почаев, Тернопольская область.


Владимир Сальников