Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Европрикид или еврокидалово?

Европрикид или еврокидалово?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Европрикид или еврокидалово?Известная пословица гласит – большое видится на расстоянии. После отказа украинской власти немедленно подписать соглашение об ассоциации с ЕС по горячим следам трудно было так вот просто объяснить резкий разворот Украины. Однако по прошествии месяца определенные выводы уже можно сделать. 

 

Существующие точки зрения на резкое охлаждение президента страны Виктора Януковича и, соответственно, Кабмина Николая Азарова к евроинтеграции в большинстве своем отражают чисто обывательский взгляд, а местами имеют даже конспирологический характер. И нынешняя риторика о якобы продолжении еврокурса вызывает большие сомнения. Несмотря на то, что уже на саммите в Вильнюсе Виктор Янукович заявлял о своем безальтернативном выборе, все прекрасно понимают, что подписание соответствующего документа в течение следующего года нереально – на это влияет и ухудшающаяся экономическая ситуация в ЕС, и предстоящие президентские выборы у нас в стране. Однако в своих евроустремлениях в течение всего минувшего года Виктор Янукович был совершенно искренен. Почему же тогда руководство страны устами премьера Азарова все же за неделю до саммита в Вильнюсе заявило, что не станет подписывать соглашение об ассоциации, действительно удивив буквально всех?


 

Как бы глубоко ни прорастали в любой стране вопросы гласности и демократии, реальная политика, как и реальные деньги, делаются все же в кабинетной тиши. Наверняка все те предложения по ассоциации, обсуждавшиеся в течение всего последнего года у нас в прессе, на встречах на высшем уровне – лишь вершина айсберга под названием евроинтеграция.

Просто так сдать Украину на тех кабальных условиях, которые прописаны в девятисотстраничном документе, составленном западноевропейскими евромудрецами, ни один здравомыслящий политик не согласился бы. Чтобы поддержать украинскую экономику в переходный период разворота к ЕС, нужны были немалые финансовые вливания в экономику нашей страны – ну, хотя бы соизмеримые с теми, которые были безвозмездно вброшены в свое время в польскую экономику. Наверняка эти аспекты проговаривались в кулуарных беседах украинского руководства и с польским евродепутатом Александром Квасневским, и с чешским еврокомиссаром по восточному расширению Штефаном Фюле, и с президентом Литвы председательствующей последние полгода в ЕС, Далей Грибаускайте. Эти политики, являясь адептами американского влияния, что ими самими и не скрывается, в диалоге с украинским руководством обещали до 20 млрд. евро (но лишь кредитами) и дальнейшую помощь от МВФ и ЕС. Их расчет состоял в том, что украинское руководство, втянувшись в саму процедуру евроинтеграции, убедив в необходимости этого украинский народ, не сможет дать задний ход, когда ему объявят, что денег не будет, а Тимошенко нужно все равно выпустить и социальные расходы сократить (требования МВФ по этой части никто не отменял).
 

 

Перед подписанием евроассоциативной сделки Запад счел, что Януковичу деваться некуда, и разъяснил ему реальные ее условия. Они касались как освобождения Юлии Тимошенко, так и финансирования, которое оказалось привязанным к допуску западных товаров на украинский рынок и приватизации крупных секторов украинской экономики, включая энергетику и железные дороги, в пользу европейских компаний (приватизировать госкомпании надеялись сами украинские олигархи). Кроме того, МВФ настаивал и настаивает на повышении тарифов на газ для населения, чтобы коммунальные предприятия вышли в прибыль, а потом были приватизированы западными компаниями, как это было сделано в Болгарии. То есть, были бы запущены те же процессы, что и в Восточной Европе, но на значительно худших условиях, поскольку Украина, не будучи членом ЕС, лишена возможности влиять на принимаемые решения, а также потому, что безвизовый режим для Украины не был предусмотрен даже в проекте, и она бы не смогла экспортировать свою безработицу в ЕС, как это делают другие восточноевропейские страны.

 

Исполнение этих требований фактически означало бы утрату украинской властью и бизнесом всех активов и рычагов воздействия на ситуацию. И ни о какой независимости речь уже и не шла бы. «В течение сентября-октября Янукович четко понял, что его обманули, что ему выкручивают руки для того, чтобы он передал власть тому, на кого укажут в Брюсселе. У него был выбор: согласиться на эту роль, а потом в течение следующего года уйти на спокойную пенсию в качестве почетного евроинтегратора Украины, сохраняя за собой какой-то бизнес, либо бороться за власть», – отмечает один из киевских экспертов.

 

Однако президент Украины, как жесткий и решительный человек, понял, что его загоняют в угол, и развернулся на 180°. Попытки как западных, так и отечественных евроинтеграторов устроить Украину на задворках Европы не прошла, маятник истории качнулся в другую сторону.

 

И это вполне укладывается в политическую логику украинской ментальности. Ее очень точно сформулировал еще Леонид Кучма – многовекторность, а его книга «Украина – не Россия» как бы это ни было странно, с годами становится только актуальнее. Сами посудите – произведения многих ли политиков прошлого вам хотелось бы перечитать сегодня?

 

С близкой ментально, но уже успевшей далеко уйти вперед Россией нас связывают и исторические, и кровнородственные узы. Однако сегодня табачок – врозь. И даже снижение цены на газ украинский обыватель практически никак не ощутит – все прибыли хозяева той же химической промышленности вложат в производство новых удобрений, которые тут же продадут за границу в Европу. А вот интеграцию в металлургической отрасли украинские олигархи не выдержат – обанкротятся. Цена на конечную продукцию в этой отрасли у россиян значительно ниже.

 

Логика последних политических событий подводит к тому, что в обозримом будущем ни один украинский президент не сможет осуществить полновесную интеграцию ни с Россией, ни с Европой, а будет стремиться лишь удерживать равновесие. Таков наш сегодня украинский выбор.

 

Вместе с тем, и Евросоюз, и Россия теряют терпение – и это очевидно. В условиях мирового экономического кризиса и внутренних проблем – в последние годы наша экономика слаба, ее рост ничтожен, а основные деньги делаются путем освоения контрактов госкомпаний, распределении бюджетных средств, что носит все признаки коррупции – Украине все труднее будет выуживать денежные средства из обоих своих больших партнеров для поддержания целостности. Запад Украины смотрит на Запад, Восток и Юг – ментально близки России. Практически неизбежный процесс регионализации – и это явно демонстрируют события в Киеве в декабре т.г. – будет проходить очень болезненно. Возможно, пока не осознавая, но только чувствуя это, ни Европа, ни Россия пока не готовы ставить вопрос ребром. Однако создается впечатление, что компромисс в Украине может быть достигнут лишь по географическому принципу.

 

 

Артем ОЧАКОВ

В подготовке статьи использовались

материалы журнала "Эксперт"