Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Архиепископ Лука: «Рождество Христово – это не только подарки и застолье, но наше с вами спасение»

Архиепископ Лука: «Рождество Христово – это не только подарки и застолье, но наше с вами спасение»

Категорія: Позиція » Статті » Свята

Архиепископ Лука: «Рождество Христово – это не только подарки и застолье, но наше с вами спасение»Отношение к религии, вера во Всевышнего или атеистический подход к жизни – это наше отношение к окружающему миру. На Земле по различным подсчетам – от 20% до 30% атеистов. Однако 70%-80% верующих землян – это в абсолютном выражении огромная цифра. Далеко не все верят истово, носят Бога в душе и постоянно посещают Церковь, задумываясь о присутствии Всевышнего лишь по большим религиозным праздникам. В преддверии Нового года и Рождества Христова мы беседуем о непреходящих духовных ценностях с архиепископом Запорожским и Мелитопольским Владыкой Лукой.
 

 

– Приближается два праздника – Новый год и Рождество Христово. Если Новый год – это больше мирской праздник, то Рождество – это один из главных праздников христианства. Так сложилось, что этот праздник у нас из момента истины превратился в повод веселиться и не трудиться. Как очистить само понятие Рождества от этой скорлупы и пробраться к его сути?

 

– Я с вами соглашусь, что у нас общество начинает воспринимать Рождество, как застолье, повод сделать подарок или собраться вместе. С одной стороны – все это очень хорошо. Ну, кто против того, чтобы люди общались друг с другом? Тем более в последнее время мы во многом потеряли человеческое общение. Но важно знать, в чем смысл самого праздника. Важно, чтобы человек не терял этот смысл. Мне больно слышать, как в некоторых странах уже вообще запрещают говорить о Рождестве Христовом и праздновать его. В Бельгии, например, запретили ставить елку, потому что это символ Рождества, который будет оскорблять мусульман. А ведь некоторые даже не знают, чье это Рождество? Вот такая идет деградация величайшего события в человеческой, вселенской жизни. Для каждого человека Рождество должно иметь смысл. А смысл Рождества – спасение человека. Мы рождены для того, чтобы стать и прийти в жизнь вечную. Земная жизнь нам дана для приготовления к жизни вечной. Поэтому, когда мы низводим значение Рождества всего лишь к застолью, то становится очень жаль. Людям нужно разъяснять и говорить об этом. Тогда человек начинает задумываться, а ради чего Христос пришел в этот мир? А ведь Христос ради меня пришел и страдал, – думает человек. Для того чтобы мы вместили в себя эту истину, – необходимо очищать свое сердце от грехов и всякой скверны. Духовный человек, который в каждом из нас есть, скован узами плоти, грехами и страстями. Поэтому все в наших силах и в наших руках.

 

– Когда рождается ребенок, – человек радуется. Но, когда Бог, который сам – вечная жизнь, рождается в голод, страдания, предательство и смерть, то чему здесь радоваться?

 

– Бог принимает на себя человеческую плоть, заведомо идет на страдания, на предательство со стороны своих учеников… Но он знает, что будет воскресение. Так чему же мы радуемся? Христос своим пришествием показывает и нашу человеческую жизнь. Ведь в мир пришел спаситель. Спаситель от чего? От Римского ига? – Нет! От экономических проблем? – Нет! А от чего же спасает Христос? – От греха! И вот этому мы радуемся. Нас в этой жизни ждет тот момент истины, когда мы предстанем перед Богом. В человеческом понимании – это смерть. В духовном понимании – это успение, переход из жизни временной в жизнь вечную. А далее – что нам Господь скажет: пребывать ли в райских царских обителях, или в муках вечных. 70-80 лет человеку отмеряно, чтобы приготовить себя к жизни вечной. Мы должны понимать, что Христос пришел в мир, заведомо зная, что его ждет. Но он хотел показать нам, что «Бог терпел и нам велел» (народная пословица). Неужели, нас никогда в жизни не угнетали, не оставляли, не выгоняли, не предавали, неужели, мы не испытывали финансовых трудностей? У нас это все было, но Христос претерпел и показал, что после терпения и страдания, после крестной смерти нас ждет воскресение. Вот чему мы радуемся.

 

– Вы упомянули страдания и грех. Мне кажется, что одним из проявлений греха есть некоторые современные проявления политики. Не думаете ли Вы, что поход в политику – это проявление гордыни?

 

– Не совсем согласен, что это проявление гордыни. Вспомним князя Владимира, который задавал тон всей политике Киевской Руси, но он стал святым. А Александр Невский? Важно, с каким сердцем человек идет в политику. И, если он идет защищать интересы своих избирателей, если он искренне старается им помочь, – что же здесь плохого? Политика – это вид человеческих отношений. Мы ее не можем полностью исключить из своей жизни. Политика появилась с появлением первых человеческих сообществ. Политик – это одна из древнейших профессий. Политика – это поиск компромисса друг с другом. И вот когда этот компромисс базируется на христианских ценностях, тогда эта политика добрая. Истинный политик страдает, потому что приходится сталкиваться с безразличием, жестокостью, злобой.

 

– Как Вы считаете, может ли украинский народ быть единым сегодня, если он по сути своей разделен неоднократно церковью? В христианстве – католики и православные. В православии – УПЦ Киевского Патриархата и УПЦ Московского Патриархата. Это проблема? Если да, то как ее решить?

 

– Ни в коем случае нельзя говорить, что народ разделила церковь. Христос, наоборот, пришел объединить людей вокруг себя. Мы сами разделились по своему отношению к Христу. Если посмотреть исторически, то эти все разделения происходят из-за человеческой гордыни. Почему отпала католическая церковь от древа христианской? Потому что папы возомнили себя наместниками Бога на земле. Почему существует Киевский Патриархат? Михаилу Антоновичу захотелось быть Патриархом. Вот и вся проблема.

 

– Основное понятие в религии, основа всего учения – Христос. Производная от него, в бытовом понимании, – это крест. Правильно ли я понимаю, что крест – это основной символ христианства?

 

– Говорить, что крест – основной символ христианства, нельзя. Но, как мы можем свидетельствовать, что относимся к христианам? Прежде всего, по нательному крестику. Как мы можем свидетельствовать, что наши храмы христианские? По водруженному кресту. Поэтому, фактически, крест – один из основных символов нашей православной веры. Впрочем, раньше, когда на церковь были гонения, существовали и другие символы. И, все же, стоит помнить, что есть крест в абсолютном понимании – древо, на котором мы спаслись, через которое приходит нам спасение. А есть крест – жизненный, или крестоношение. То есть, это мощнейший символ в видимом проявлении христианства и в духовном понимании.

 

На кресте страдал Христос. Скажите, возможно ли познать истину без страдания?

 

– Я думаю, что без страданий истину познать невозможно. Есть такая народная поговорка: «Все познается в сравнении». Если у нас все время все хорошо, откуда мы узнаем, что такое плохо? Как мы можем ощутить благоденствие? Христос принял эту позорную смерть на кресте, омыл своей кровью этот крест и тем самым омыл нас от грехов. Почему мы крестимся? Мы вспоминаем страдания Христа. Взирая на крест, человек должен задуматься, а достоин ли я этой крови, ведь, если я согрешу – я тоже распинаю Христа. Крест помогает нам идти по жизненному пути. Это, как маяк, указывающий путь к спасению. Терпеть, не унывать, не отчаиваться, твердо идти по жизненному пути. Даже, если ты упал – взгляни на крест. Христос висел на кресте и не роптал. Поэтому, если ты упал, – соберись с силами, поднимись, обратись к Богу и иди дальше.

Дорогие моему сердцу запорожцы! Мне бы хотелось пожелать каждому из вас понять, что Рождество Христово – это не только подарки и застолье, но и наше с вами спасение. И пусть свет Вифлеемской звезды показывает вам путь к спасению. Да, путь через страдания, но эти страдания облегчаются при одной лишь только мысли, что Христос рядом с нами! Приветствую всех вас нашим запорожским рождественским приветствием – с нами Бог и есть, и будет!

 

Мы неоднократно обсуждали проблемы политического и социального характера, осознания окружающего нас мира. Но каждый из нас – носитель в душе своей непреходящих человеческих ценностей. И те же заповеди Христа отражают лучшие качества и душевные порывы человеческой души. Только идя с миром к людям, можно улучшить нашу с вами жизнь. Не разрушением и сносом идолов, а лишь строительством храма – как на земле, так и в душе своей. Веры, доброты и сострадания к ближним всем нам в наступающем году.    

 

 

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ