Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Равнение на разгильдяйство?

Равнение на разгильдяйство?

Категорія: Позиція » Статті » Регіон

Равнение на разгильдяйство?Складывается впечатление, что руководители КП даже не подозревают о существовании Жилищного кодекса, а назначают их путем отбора по безответственности. 

 

«Уважаемая редакция, очень просим дать жителям нашего дома (ул. Пролетарская, д. 14, г. Токмак Запорожской обл.) квалифицированную юридическую консультацию по ряду вопросов, касающихся взаимоотношений потребителей коммунальных услуг многоквартирного жилого дома и КП «Контакт», предоставляющих услуги.


Кроме аварийных работ, вывоза мусора и уборки придомовой территории практически ничего не делается. К работе в зимних условиях никакой подготовки не проводилось, в подъездах гуляет ветер, из-за дефектов в оконных переплетах. Ремонты в подъездах как местах общего пользования КП не проводит десятилетиями. Спилили возле двух подъездов усохшие деревья и когда они падали, то изломали изгороди двух палисадников и скамейку. Ветви по сей день не вывезли. Написали заявление руководителю КП «Контакт» и мэру нашего города об этих безобразиях, но ответов не получили.


Решили попросить у вас квалифицированной помощи, чтобы попытаться все же решить наши проблемы.


По поручению жителей дома с уважением Павел Драгунов» (адрес в редакции)

 

От редакции


Изложенный в письме конфликт между коммунальщиками и потребителями настолько типичен для многих городов Украины, что складывается впечатление, будто руководителей КП назначают путем отбора по безответственности, заложенной на генетическом уровне. Они даже не подозревают о существовании Жилищного кодекса и о том, что оплаченные населением услуги нужно все-таки отрабатывать.


Попробуем помочь руководителям-коммунальщикам по части освещения главных пунктов жилищного законодательства (авось, в работе сгодится) и заодно ответим на наболевшие вопросы наших читателей токмачан.


 

1. Какие конкретно услуги предусмотрены законодательством в Перечне услуг для коммунального предприятия, обслуживающего коммунальные жилые дома и придомовые территории?

 

Получая любую из жилищно-коммунальных услуг, вы автоматически являетесь ее потребителем, а тот, кто вам ее предоставляет – исполнителем этой услуги.


Согласно приказу Госжилкоммунхоза Украины от 25.04.2005 г. №60 исполнитель услуг определяется органом местного самоуправления или собственником жилого дома (как правило, в домах ЖСК и ОСМД).


Согласно ст. 21 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в основные обязанности исполнителя входит: обеспечивать своевременно и соответствующего качества оказание жилищно-коммунальных услуг согласно законодательству и условиям договора; осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений; предоставлять в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цен/тарифов, нормах потребления и т.п.; своевременно проводить подготовку жилого дома и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период; рассматривать в определенный законодательством срок претензии и жалобы потребителей и проводить соответствующие перерасчеты размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества; уплачивать потребителю компенсацию за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, определенном договором или законодательством.


В соответствии со статьей 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае, если исполнитель не может оказать услугу, или просрочивает ее выполнение в соответствии с договором, за каждый день просрочки (каждый час, если срок выполнения определен в часах) потребителю уплачивается пеня в размере 3% стоимости услуги. При этом уплата пени не освобождает его от исполнения обязательства (услуги) в натуре.

 

2. Как должен проводиться расчет общей стоимости месячного платежа по предоставленным жителям дома коммунальным услугам согласно структуре тарифов и должно ли коммунальное предприятие направлять ежемесячно жильцам дома квитанции на оплату полученных в отчетном месяце услуг?


В платежном документе должны быть предусмотрены графы для указания: текущих и предшествующих показаний средств учета потребления коммунальных услуг; разности этих показаний или утвержденных норм; сумма, которую нужно уплатить за предоставленную услугу.


В случае изменения стоимости жилищно-коммунальных услуг исполнитель/производитель не позже чем за 30 дней сообщает об этом потребителю с указанием причин изменения стоимости и предоставлением соответствующих обоснований со ссылкой на согласование с соответствующими органами.

 

3. Как должен поступать потребитель услуг при оплате услуг, если коммунальное предприятие не предоставляет в отчетном месяце в полном объеме предусмотренные Перечнем услуги, но требует стопроцентную оплату по выданной расчетной книжке по оплате за квартиру за определенный месяц? Расчеты в извещениях книжки отсутствуют (образец в редакции).


Согласно ст. 18 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» в случае нарушения исполнителем условий договора потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, где указываются сроки, виды и показатели нарушений.


Представитель исполнителя обязан прийти на вызов не позднее срока, определенного в договоре, обычно он составляет два рабочих дня. Если же представитель исполнителя проигнорирует такое «приглашение», то вы можете самостоятельно составить акт-претензию, подписав его у не менее двух потребителей.


На основании данных акта вы составляете заявление об устранении недостатков в оказании услуги, перерасчете или возмещении причиненного ущерба, и направляете свое письмо вместе с актом (или его копией) в соответствующую организацию.


Кроме Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который обязывает обслуживающие организации предоставлять Вам всю необходимую информацию об услугах, есть еще Закон Украины «Об информации», в соответствии с которым все граждане Украины имеют право на информацию путем свободного получения последней для реализации своих законных прав и интересов. Информация, связанная с предоставлением жилищно-коммунальных услуг, относится к открытой. Ограничение права на получение открытой информации запрещено законом. Любой потребитель жилищно-коммунальных услуг может обратиться в любую предоставляющую ему услуги организацию или орган власти с запросом о необходимой ему информации, например, о техническом состоянии дома, о проводимых в нем ремонтах и т.д.


В запросе должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя; документ, информация, которая его интересует; адрес, по которому он желает получить ответ.


Исполнитель услуги должен в течение трех дней после получения акта-претензии решить вопрос о перерасчете размера платежей или дать мотивированный отказ в удовлетворении ваших претензий. Если исполнитель проигнорировал ваши документы и не произвел перерасчетов, то в таком случае вы можете самостоятельно произвести перерасчеты и сообщить об этом исполнителю.

 

В случае, если коммунальщики надумают подать на Вас в суд с целью взыскания образовавшейся по их мнению задолженности, то закон при наличии правильно составленных и зарегистрированных актов-претензий будет полностью на вашей стороне.

 

4. Как нам юридически правильно строить взаимоотношения с коммунальным предприятием по получению и оплате коммунальных услуг, если оно не выполняет своих обязательств по договору и не реагирует на наши устные и письменные заявления?


Если не нашли взаимопонимания с жилищниками – беспокойте их «профильных» руководителей – районное жилищно-эксплуатационное объединение, управление жилищного хозяйства городского совета и пр. На коммунальные предприятия типа водоканала и теплосетей эффективней жаловаться сразу заместителю городского головы по ЖКХ или самому мэру, газовики и электроэнергетики обычно влиянию местной власти не поддаются – по ситуациям с ними обращайтесь в вышестоящие для них инстанции (НКРЭ, Министерство топлива и энергетики и пр.).


Если исполнительная власть не удовлетворяет ваших чаяний – обращайтесь для влияния на городскую коммуналку к депутатам: или по месту жительства – к тому депутату городского совета, который закреплен за вашим участком, как правило, раз в месяц депутаты проводят прием граждан (место и время приема можно узнать в городском совете); или в комиссию горсовета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.


Существуют еще различные контролирующие органы:


Управления и отделы по защите прав потребителей, которые согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» кроме многого прочего осуществляют: государственный контроль за соблюдением законодательства органами власти и субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.


Государственная инспекция по контролю за ценами осуществляет, кроме прочего, контроль за тарифообразованием в сфере ЖКХ, в том числе и за использованием собранных средств.


Территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции на основе равенства субъектов хозяйствования перед законом и приоритета прав потребителей.


Санэпидстанция (от районной до областной) контролирует соблюдение санитарного законодательства (например, уборка придомовой территории и вывоз ТБО, покос амброзии, безопасность излучения антенн на крышах зданий и пр.).


Прокуратуру нужно беспокоить, когда налицо нарушения законных прав и интересов граждан.


И самый крайний случай – Ваше обращение за восстановлением справедливости в судебные инстанции.

 

С законодательной и нормативной базой можно ознакомиться на сайте Верховной Рады Украины – www.rada.gov.ua)

 

Страницу подготовила Наталья НЕСТЕРЕНКО

 

 

 

Образец претензии

_____________________________

(должность, Ф.И.О. руководителя и название организации)

(от) ______.

проживает:

 город, улица, дом ____ кв. _____,

 телефон:___________________.

З А Я В Л Е Н И Е

Мною было на Ваш адрес направлено заявление (от «____» __________ 20__ г. №____) вместе с надлежащим образом оформленными актами-претензиями по поводу качества предоставления услуг № ____ от «___» ___________ 20__ г., № ____ от «___» ___________ 20__ г. с просьбой осуществить перерасчет за услуги по _________________.

 В связи с тем, что до сих пор, вопреки Закону Украины «Об обращениях граждан», ответ мне не предоставлен, сообщаю Вам, что я уменьшил размер моих платежей за услуги по _______________________ самостоятельно на размер ______ грн., рассчитанный согласно калькуляции составляющих тарифа на услуги по содержанию моего дома (расчет прилагаю).

 Еще раз настоятельно прошу Вас осуществить перерасчет за услуги по ___________.

дата

С уважением,                                                   (подпись)