Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Запад нам поможет?

Запад нам поможет?

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика

Запад нам поможет?  Война войной, а обед по расписанию – это расхожее утверждение как нельзя лучше подходит к оценке нынешней ситуации в Украине. Если политические передряги, раскалывающие страну, все же сойдут на нет, не худо будет вспомнить и об экономике. Но лучше все же это делать параллельно с реорганизацией политической составляющей, иначе может быть поздно. 

Осенью прошлого года Россия подставила плечо Украине, дав нам кредит, по сути, спасая от дефолта, до которого довело страну его руководство. Однако явился ли кредит панацеей? И почему в последнее время так много стали говорить о возобновлении кредитования со стороны МВФ? Давайте разберемся.

Финансы Украины до недавнего времени вовсе не выглядели такими уж фундаментально плохими. Госдолг все еще невелик. По оценке МВФ, на начало 2014 года он составлял (без учета российского кредита) менее 43% ВВП. Правда, с начала 2008 года он вырос по отношению к ВВП почти вчетверо, да и текущий счет платежного баланса Украины хронически сильно дефицитен – 6–8% ВВП в 2011–2013 годах. Однако для страны со средними доходами, каковой по мировым меркам является Украина (7,3 тыс. долларов на душу населения по ППС в 2012 году, по версии Всемирного банка; среднемировым тогда, по тем же данным, был доход в 7,2 тыс. долларов), дефицит текущего счета типичен.


Проблема в том, что этот дефицит не покрывается притоком капитала. В результате беспорядков в Киеве приток, очевидно, может сойти на нет. К тому же Национальный банк Украины выплачивает долг МВФ, образовавшийся во время валютного кризиса 2008 года. Потребность во внешнем финансировании на период до 2015 года оценивалась в 18 млрд. долларов.


Стоит напомнить, что в 2005–2008 годах дефицит текущего счета покрывался приходом в страну иностранных банков и притоком банковских займов. Сменявшие друг друга популистские «оранжевые» и «синие» правительства никак не регулировали его. Более того, пришедшие к власти «оранжисты» рекламировали этот приток как свое достижение, не осознавая или не показывая вида, что тем самым прокладывают дорогу к финансовой катастрофе осени 2008-го.


Лучшим регулятором притока капитала мог бы стать отказ от поддержки фиксированного курса гривны. Однако даже после случившейся девальвации момент для перехода к гибкому валютному курсу был упущен – как и для других структурных реформ, которые помогли бы оздоровить бюджет.


Проблема платежеспособности Украины обострилась после того, как ожидания 15 млрд. долларов кредита стэнд-бай от МВФ натолкнулись на довольно жесткие условия о сокращении и в перспективе отмене субсидирования цен на газ и, соответственно, тарифов ЖКХ и других бюджетных субсидий. Это и подтолкнуло правительство Януковича к политике «ласкового теленка», вознамерившегося сосать двух маток разом: «свободу, равенство и братство» по одну сторону границы и «православие, самодержавие, народность» – по другую.


До получения российского кредита выплаты долга МВФ были профинансированы размещением еврооблигаций правительства. С начала 2010 года внешний госдолг страны вырос примерно на 10 млрд. долларов (более 50%), из которых семь с лишним пошли на погашение кредита МВФ. На конец прошлого года общая сумма украинских еврооблигаций в обращении составляла 16,3 млрд. долларов. Большая их часть принадлежала американским инвестфондам Franklin Templeton (около 40%) и Fidelity Investments и шотландскому Aberdeen Asset Management.


При этом резервы Нацбанка покрывали примерно 2,5-месячный импорт, что совсем недалеко от двухмесячного лимита, опускание ниже которого по опыту резко обостряет риски кризиса внешней ликвидности и возникновения валютной паники. Российский кредит Украине отодвинул возможность реализации этих рисков в 2014 году.


Уже полученных Украиной 3 млрд. долларов и ожидаемых 12 млрд. до конца года будет более чем достаточно для рефинансирования выплат по суверенному внешнему долгу, хотя государству все еще будут требоваться заимствования из других источников для финансирования растущего бюджетного дефицита размером до 7% ВВП. Более низкие цены на газ могут дать 2% ВВП для счета текущих операций и сократят счет за импорт. Российские деньги и субсидия к ценам позволяют стране еще какое-то время иметь непосильный бюджетный и внешний дефицит, что сформирует пиковый уровень выплат долга в 2016 году.


В Украине популярна версия, что дефицит платежного баланса обязан своим происхождением дорогому российскому газу, в частности «кабальным соглашениям», подписанным Юлией Тимошенко в 2009 году. Однако это неправда. Несмотря на снижение сырьевых цен (в том числе экспортных цен Украины) после 2011 года, они остаются на достаточно высоком уровне, и условия торговли Украины (соотношения экспортных и импортных цен) не ухудшились. По отношению к 2003 году (это последний год перед оранжевой революцией, когда торговля оставалась еще сбалансированной) экспортные цены выросли в 2,5–2,6 раза, а цены импорта – в 2–2,1 раза.


Причина дисбаланса – стремительный рост физических объемов импорта: в период кредитного бума 2005–2008 годов они удвоились и благодаря завышенному курсу гривны почти вернулись к этому уровню после кризиса. В то же время физические объемы экспорта снижаются и в этом году вернутся к уровню десятилетней давности. Причина – изделия бывшей советской промышленности, выстроенной в соответствии с технологиями и идеологией середины прошлого века, в современном мире никому не нужны в таких объемах. В экономике Украины надо срочно многое менять, и одни только российские деньги и/или субсидии ничему не помогут, а только загонят проблемы вглубь. Может быть и впрямь «Запад нам поможет»?

 

 

Артем ОЧАКОВ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.