Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Люстрация: когда и почему?

Люстрация: когда и почему?

Категория: Позиция » Cтатьи » Политика

Люстрация: когда и почему?

Перед смертью первый президент России Борис Ельцин покаялся перед Россией за то, что вовремя не провел люстрацию. Не за развал страны или тотальную приватизацию народного добра, а именно за то, что, поломав страну, не предпринял попытки поломать систему. Сегодня Украина стоит перед таким же риском. Занесенные на волне революции в самые высокие кресла государственной власти политики уже, похоже, готовы объединяться с убийцами и ворами. Закон о люстрации в новом-старом парламенте даже не обсуждается.

 

 

Не мы первые, не мы последние


С точки зрения права люстрационные законы несут в себе определенный правовой казус. Они признают возможность преследования за поступки, которые были совершены до принятия этих нормативных актов, а также за деятельность, которая сама по себе не является преступной, например, работу в спецслужбах и прессе, контролируемых предыдущим политическим режимом. То есть люстрационные законы имеют обратную силу. И все же во многих странах люстрация проводится после смены политических режимов как средство предотвращения повторения преступлений предыдущей власти. Так произошло, например, в странах бывшего соцлагеря после падения советской системы. Вот краткий обзор того, как происходила люстрация в Восточной Европе последних десятилетий.

 

Венгрия


В Венгрии история люстрации начинается в 1992 году с принятием закона Зетени-Такача, который установил привлечение к уголовной ответственности без срока давности лиц, совершивших в декабре 1944 - мае 1990 года «предательство Родины». Предусматривались наказания вплоть до пожизненного заключения. Проблема заключалась в том, что под формулировку «предательство Родины» можно было при желании подвести любого участника советско-венгерского сотрудничества тех лет.


В конце концов, Конституционный суд Венгрии в 1994 году принял решение, суть которого приблизительно сводилась к следующему: список агентов может быть открыт обществу, если имеется публичный интерес в раскрытии прошлого агентов. Публичный интерес будет оправдан, если оспариваемое лицо желает принять публичную должность.


Содержание Закона заключалось в нижеследующем.


1. Члены парламента, министры, президент, судьи Конституционного суда и обычных судов, некоторые журналисты, высшие должностные лица государственных университетов или компаний с преимущественной государственной собственностью и иные высшие должностные лица должны были пройти «биографический контроль». Закон классифицировал следующую деятельность как «люстрируемую»: а) деятельность в пользу государственных органов безопасности в качестве официального агента или информатора; б) членство в фашисткой партии.


2. Закон предусматривал создание палат из трех судей, которым предоставлялись специальные полномочия и иммунитеты, в том числе доступ к секретным документам и определение того, кто из этих лиц был агентом или информатором государственно-партийного режима.


3. Люстрационный процесс должен был осуществляться секретно, без публичных слушаний и участия люстрируемых лиц, которые информировались о расследовании только после его завершения.


4. Если лица имели «прошлое», то они должны были отказаться от должности. При этом информация не разглашалась. В противном случае документы предавались огласке. Если люстрируемые лица хотели оспорить решение, они могли передать дело в суд.


Новая власть пришла к пониманию, что прошлое людей, стремящихся сделать политическую карьеру, общество должно знать.



Польша


 

Люстрация в Польской республике, начатая в 1989 году, была сведена к одному конкретному вопросу – факту сотрудничества того или иного претендента на государственный пост с органами госбезопасности бывших «социалистических» режимов.


В июле-августе 1993 года Сейму было предложено шесть законопроектов, в сентябре свой проект закона предложил президент. На основании некоторых из представленных законопроектов права быть избранными или назначенными на ряд постов и должностей, включая школьного завуча, лишились бы более 2 млн. человек.


А закон про люстрацию, принятый в 1997 году, сводился к тому, чтобы исключить из органов власти бывших агентов спецслужб и информаторов КГБ.

 

Чехия и Словакия


«Охота на ведьм» или «Новый Нюрнберг» – так называли многие общественные деятели в Чехословакии (Чехии и Словакии) меры, предпринятые после принятия закона 1991 года о декоммунизации, согласно которому бывшая коммунистическая номенклатура, сотрудники государственной безопасности и коллаборационисты увольнялись или понижались в должности.


В список агентов попали 140 тысяч человек. Этих людей в течение пяти лет надлежало подвергнуть проверке. Лицам, принимавшим участие в подавлении прав и свобод, на пять лет запрещалось занимать ответственные посты в госорганах.


В законе устанавливались следующие основные правила ритуалов политического очищения:


1) запрещалось занимать любые важные государственные должности бывшим партийным функционерам, состоявшим в годы правления коммунистического режима на должностях выше определенного уровня, офицерам определенного ранга и всем работникам и добровольным помощникам служб безопасности;


2) подлежали чисткам лишь те лица, которые могли быть обоснованно обвинены в нарушении прав человека. Правительство было обязано представить доказательства их вины, а обвиняемые получали определенные процедурные гарантии, включая право на апелляцию;


3) подвергались процедуре люстрации все государственные служащие, занимающие определенные государственные должности или претендующие на эти посты.


Несмотря на сопротивление президента Вацлава Гавела, в стране прошли массовые проверки. Все, чье сотрудничество было подтверждено, были немедленно уволены со службы. Этот драконовский закон действует в Чехии и по сей день.

Мышление государственной системы было изменено раз и навсегда.

 

Румыния


В Румынии не было принято законодательство о люстрации. Что, в общем-то, и неудивительно: у власти продолжала находиться политическая бюрократия и бывшие партийные аппаратчики.


После легализации политических партий в 1990 году Коммунистическая партия Румынии прекратила существование. Отдельные группы, входящие в ее состав, продолжили деятельность, примкнув к различным течениям единого Фронта национального спасения, а впоследствии объединившись с образовавшимися в результате распада Фронта различными партиями. В 1996 году победу одержали антикоммунисты, однако, насколько известно, они не приняли никаких репрессивных мер по отношению к своим политическим противникам (за исключением многочисленных случаев разоблачения коррупции).


Болгария


Основная борьба в Болгарии развернулась вокруг закона о декоммунизации науки и образования. Он был принят в декабре 1992 года и запрещал бывшим активистам Компартии, преподавателям коммунистической идеологии занимать руководящие должности в научных учреждениях и вузах. Однако принятие парламентом закона, запрещающего разглашение содержания досье тайной полиции, воспрепятствовало всем усилиям в области декоммунизации.


Эстония, Латвия и Литва


Особенностью люстрационного процесса в странах Прибалтики стал его этнический подтекст, хотя, естественно, найти подтверждение этого в законах не удастся. А начиналось все, как и во многих других странах бывшего соцлагеря, с призывов признать деяния, совершенные репрессивными органами, преступлениями против человечности, а органы, действовавшие в Прибалтике после 1940 года, – преступными организациями. Соответствующий закон был принят в 1993 году Верховным советом Латвии.


И в Латвии, и в Литовской республике, согласно действующим законам, кандидаты в депутаты парламента подвергаются проверке на предмет связей с зарубежными разведками. А бывшим сотрудникам иностранных (советских или иных) спецслужб запрещается выставлять свою кандидатуру для участия в парламентских выборах.


Примечательно, что в Прибалтийских государствах, в отличие от всех других восточноевропейских стран, практически не было дискуссии в обществе. Большинство коренного населения приветствовало такие шаги своих правительств.

 

Украина


В октябре 2011 года фракция «Наша Украина – Народная самооборона» зарегистрировала в Верховной Раде законопроект «О люстрации».


Согласно документу, лица, которые сотрудничали с КГБ СССР до 1991 года, а также с иностранными спецслужбами, было бы запрещено избираться депутатами всех уровней. Кроме того, они не могли претендовать на должности глав местных администраций, ректоров вузов и редакторов государственных СМИ, а также занимать руководящие должности в законодательной, исполнительной, судебной власти и правоохранительных органах Украины.


Такие же ограничения распространялись на лиц, причастных к организации политических преследований участников национально-освободительного движения времен Второй мировой войны и послевоенного времени. Действие санкций должно было ограничиваться пятью годами. Но Закон принят не был.


Но напоминая о нем, стоит вспомнить и еще один если не документ, то исследование. Так, в 2009 году председатель общественной организации «Форум украинцев Чешской Республики» Борис Чикулай обнародовал результаты своего исследования под названием «Люстрация или Украина во власти КГБ».


Он проверил деятельность почти тысячи человек, занимавших на тот момент посты в Верховной Раде, Администрации президента и Кабинете министров. Как оказалось, практически каждый пятый украинский госслужащий сколько-нибудь серьезного ранга имеет шанс оказаться под подозрением.

 

В составленный Чикулаем список агентов КГБ вошли тридцать восемь высших должностных лиц страны, среди которых народные депутаты Давид Жвания и Владимир Яворивский, председатель Верховной Рады Владимир Литвин и даже сам Виктор Ющенко. Кстати, его преемник Виктор Янукович, а также еще двести сорок человек, в том числе Оксана Билозир, Анна Герман, Виталий Кличко, Геннадий Москаль, Владимир Огрызко, Борис Тарасюк, Николай Томенко и Александр Турчинов были занесены Борисом Чикулаем в список подозреваемых в сотрудничестве с органами госбезопасности СССР.


По крайней мере, это исследование стало еще одним ответом на вопрос, почему украинские политики даже из противоборствующих лагерей так единодушны в желании не поднимать вопрос о люстрации.


И закончить стоит, пожалуй, напоминанием о рядовых активистах Майдана, которые с требованием о люстрации по-прежнему продолжают стоять на месте недавнего кровопролития в Киеве.

 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.