Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Разрывная нервотрепка

Разрывная нервотрепка

Категорія: Позиція » Статті » Реформи

Разрывная нервотрепка

Как убежденный сторонник унитарного государства, болезненно воспринимаю любые разговоры и намеки на тему возможной федерализации Украины. Считаю, что мы еще не созрели для столь ответственного шага, и можем просто по незнанию и неумению «расщепить на атомы» свою страну. И потому диву даюсь: вчерашние оппозиционеры, трубившие о целостности и неделимости Украины, сегодня активно принялись окучивать вопрос ее федеративного устройства. Не напрямую, конечно, а с использованием более мягких формулировок.

 

 

Каждое наше правительство неизменно объявляло себя реформаторским, но в итоге выяснялось, что все новые начинания затевались ими лишь для набивания собственных карманов. Этот «новорожденный» Кабинет министров, смею надеяться, на поприще казнокрадства еще отличиться не успел, но о реформах заявлять не стесняется, в том числе крайне непопулярных. И одной из них является предложение предоставить регионам больше прав и свобод – политических, экономических, и вообще всех, которые только могут быть в природе. А назвали все это незамысловато – «административная реформа по децентрализации власти». И она, к слову, уже стартовала.

 

Как заявил вице-премьер-министр по региональному развитию, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимир Гройсман, концепция реформы уже одобрена, диалог между центром и регионами налажен, разработан ряд соответствующих законопроектов. В частности, территориям предоставят возможность развиваться, принимать решения на местном уровне, управлять здравоохранением, коммунальным хозяйством, образованием и гуманитарной сферой. «Будет сформирован пакет инструментов финансового характера, которые позволят регионам зарабатывать деньги, часть из них оставлять у себя, а часть перечислять в государственный бюджет», – сказал Владимир Гройсман.

 

Но позвольте, милейшие! Что это, как не явные признаки если даже не федерализации, то хотя бы закладки фундамента для дальнейшей реализации данного проекта в рамках Украины? Чтобы не быть голословными, приведем основное определение федерации как таковой: это такая форма государственного устройства, при которой в составе государства имеются самоуправляющиеся единицы. Хорошо, пускай об этом речь пока напрямую не идет, но дай только волю – и некоторые горячие головы загорятся идеей, что они проживут и вне состава Украины. А что? И бюджет свой, и все рычаги управления территорией имеются – что еще нужно для того, дабы почувствовать себя относительно сильной и самостоятельной единицей?

 

Идем дальше. Международным законодательством предполагается, что федеративное устройство – это не только общенациональный парламент, но и местные его «ячейки». В нашем случае в их качестве вполне могут выступить областные/городские советы. Которые, если что, смогут безостановочно «клепать» свои, отличные от государственных, законы, развивать по собственному усмотрению ветви судебной и исполнительной власти и т.д. Словом, жить так, как решит местная громада. Учитывая, что к власти в разных регионах Украины периодически приходят не совсем адекватные люди, к тому же обладающие способностью заражать бредовыми идеями остальных, констатируем: дело пахнет керосином. Вроде как жить будем в одном государстве, а приедешь в другой «кантон» – изволь дышать по здешним понятиям. А постоянно перестраиваться на иной лад чревато постоянной боязнью что-либо нарушить даже на своей территории и, соответственно, расстройствами. Как будто у нас нервных не хватает...

 

Опять же, момент с распределением средств. Не секрет, что некоторые области у нас зарабатывают больше, некоторые меньше, а иные вообще живут едва ли не на одних державных «подаяниях», именуемых субвенциями и дотациями. Так вот, последним вообще не резон быть независимыми единицами, и они неизбежно возжелают примкнуть к более сильной территории. Но той, какой резон кормить бедного родственника? И тогда слабые, особенно имеющие статус приграничных областей, начнут поглядывать в сторону других стран – мол, не хотите ли разжиться дармовой землицей вместе с дешевой рабочей силой? Тут даже положение, не позволяющее самовольно выходить из состава федерации, не спасет: провернут дельце быстро, как с Крымом. Киев, как водится, не пикнет и утрется, а международное общество привычно смолчит. Нужно нам такое государственное устройство?

 

Украина – страна многонациональная, политкультурная, многоязычная, жители восточных и западных регионов исповедуют разные ценности и религиозные доктрины. Понятно, что приезжая в другую территориальную единицу, они не во всем будут чувствовать себя уютно – все ведь закреплено на законодательном уровне! А это – уже один из показателей того, что лишний раз из своей региональной «норки» никто носа казать не захочет, во избежание каких-либо эксцессов на фоне непонимания или неприятия. Как бы не образовался некий «железный занавес» внутри украинского государства. И это никакая не страшилка – в свете того, как наши политики усиленно развивали противостояние запада и востока. Там – злые «бандеровцы», достающие из схронов дедовские пулеметы и винтовки, тут – москали, готовые в момент продаться России за газ и другие коврижки. К сожалению, такова реальность, от которой никуда не деться.

Разумеется, можно продолжать приводить примеры того, что произойдет с Украиной, смени она свое территориальное устройство на федеративное. Но для меня очевидно одно: реформа по децентрализации власти – по крайней мере, сейчас – при нашей феноменальной склонности к бардаку может вылиться в невиданное доселе недоразумение. А оно, в свою очередь, перерастет в неприятие с последующим отторжением территорий друг от друга. Явно не таким мне, как и десяткам миллионов украинцев, видится будущее нашего с вами пока единого государства.

 

Конечно же, затеваемая правительством реформа – это всего лишь попытка утихомирить дестабилизированное общество, наглядно показать, что власть готова учитывать мнение населения всех регионов и идти им на определенные уступки. Но! Кое-кто ведь может воспринять процесс всерьез, затевать местные референдумы, поднимать народ и вообще ежедневно вести раскольническую и подрывную деятельность. И параллели с сепаратизмом провести в такой ситуации будет очень непросто. Обещали нам больше прав и свобод? Никто вас за язык не тянул, мы за них и ратуем – все для людей! А «люди» – это те, кого делегировали во власть простые смертные, наивно полагая, что местная «элита» будет защищать интересы громады, а о своих шкурных и думать забудет.

 

Отсюда вывод: федерализация Украины сегодня – это все равно, что резать страну по живому. Пациент, слегка подергавшись в конвульсиях, прикажет долго жить на операционном столе от болевого шока, после чего без особых почестей будет препровожден в последний путь окружающими его близкими и дальними «родственниками». А они не первый год ждут не дождутся, как бы поживиться оставшимся бесхозным имуществом. Если мы, украинцы, хотим для себя такого конца – извольте, давайте поддержим «гениальный» план правительства по сохранению единого государства. А если здравые мысли все же возобладают, отправим власть куда подальше, а именно туда, куда она хочет загнать Украину.

 

 

Максим КОРОБЕЦ


 

КОМЕНТАРІ (1)
Користувач offline Jack58 2 квітня 2014 22:16
Но ведь федеративное устройство - это как раз для таких случаев, когда части страны сильно отличаются - менталитетом, организацией хозяйства, языком, уровнем доходов. Хрестоматийный пример - Швейцария, она же не собирается рассыпаться на кантоны! Зато президент там с Новым годом поздравляет по телевидению всех на трёх государственных языках! А ещё ФРГ, РФ, США - да много стран. И федерация как раз служит для того, чтобы таким разным гражданам было бы хорошо жить и на своей "малой родине", и в большой стране. Федерация автоматически снимет массу спорных вопросов и претензий одних граждан к другим. И не придётся людям из разных регионов "ломать друг друга через колено".
          1