Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Культурные плоды

Культурные плоды

Категорія: Позиція » Статті » Культура

Культурные плоды

Культурными себя считают…

О Моцарте говорят,

а ни одной его картины не видели!

Из комментария «ВKонтакте»

 

 

Термин «культура» в Законе Украины «О культуре» трактуется как совокупность материального и духовного приобретения … и отражает уровень развития … общества. За годы независимости в Украине вырос целый пласт суверенного творчества – это и национальные писатели, и музыкальные коллективы. О них пишут в прессе, на разных богемных тусовках у них берут интервью. Предлагаем посмотреть, есть ли различия между украинской культурой недалекого прошлого и сегодняшней на примерах самых востребованных жанров искусства.

 

«Верните музыку…»


Одним из самых ярких проявлений живой культуры современности является песня. Полагаем, что среди огромного количества направлений творчества именно песня всегда мощно влияла на сознание граждан.


Член Национального союза кинематографистов Владимир Сальников в 1980–90-х годах занимал руководящие должности в области культуры. У него свое видение украинского «культурного пласта».


– На протяжении ряда лет, – рассказывает собеседник, – я занимался вопросами культуры в Запорожском регионе, и отмечу, что талантами он предельно богат. Прежде всего, этому способствует национальное богатство края. В мое время количество народных самодеятельных коллективов было огромным. Они действовали во всех населенных пунктах, в каждом цехе на предприятиях, каждой школе, даже маленькая полеводческая бригада имела свой насыщенный настоящими талантами ансамбль или хор.


– Мог ли кто-то из таких талантов из местечкового выйти на государственный уровень?


– Да, ранее уделялось больше внимания развитию творческой составляющей народа. Проводились пятилетки, месячники культуры. Во время поездок по селам и городам руководство культпросвета присматривалось, отбирало самых способных, далее эти люди получали рекомендации для дальнейшего обучения в консерваториях, даже не имея за спиной музучилища. Таким образом, зажигались новые звезды. Яркий пример – выросшая из самодеятельности София Ротару и огромное количество композиторов и исполнителей, в том числе наших земляков.


– А как в наше время отыскиваются таланты?


– Сегодня развитие детей возложено только на родителей. Это сложно, но они вкладывают в них собственные ресурсы. Посмотрите, сколько детишек посещают творческие коллективы Дворцов культуры, а ведь это стоит немалых денег. Сегодня государство на костюм или инструмент уже не подкинет. Для развития культуры нужно давать стартовые возможности, и тогда мы станем богаче… Да мы и так богаты. Вы бы видели, с каким интересом смотрят на выступления наших детей европейцы. А как после концертов восторженно они аплодируют. Наверно, нам дано от природы музыку не только исполнять, но понимать ее и жить ею. Вот в чем наше главное отличие. В этом большая разница, например, между скрипачом-немцем и нашим скрипачом.


– Что Вы можете сказать о советском и сегодняшнем кино?


– Когда-то украинское документальное кино было лучшим в мире. В архивах осталась масса видеоматериалов, раскрывающих суть эпохи, государственности. Отмечу, только Украина занималась кинопублицистикой, сейчас этого уже нет.


В сегодняшнем кинематографе есть мастера, успешно занимающиеся вопросами кинопроката. Среди них особо хочу выделить директора кинотеатра им. Довженко Людмилу Зеленюк. Она очень много сил вкладывает в пропаганду современного кино, проводит успешные кинофестивали.


Мы никогда не страдали недостатком в развитии национальной культуры – мы страдали отношением к ней. Слава богу, сегодня появляются новые структуры по развитию культуры. Очень жаль, что сегодня внешнеполитические и экономические проблемы отражаются на культурной жизни нашего края. Я помню, как в Запорожье месяцами в рамках гастрольного тура находился цыганский театр «Ромэн» и многие другие творческие коллективы. А сегодня, кроме цены на билет, уже и другие факторы могут повлиять на наше культурное развитие и связи.


Мы можем недоесть, недопить, но богатыми духовно останемся всегда. Обратите внимание, как вся Украина дружно – от детсадов до площадей – исполняет национальный гимн. Она поет сердцем, и в этом наша сила и единство.

 

Всепобеждающее кино


Кинотеатр имени Александра Довженко в Запорожье с момента своего основания остается излюбленным местом отдыха горожан. Здесь экранизируются самые рейтинговые мировые премьеры и наше украинское кино.


Директор запорожского КП «Кинотеатр им. О. Довженко», заслуженный деятель культуры Людмила Зеленюк со своей командой занимается не только показами кинофильмов, но и проведением фестивалей, встреч с выдающимися людьми искусства.


– В Украине живут люди с разными вкусами и взглядами, на которые старается ориентироваться сегодня самая зрелищная отрасль. Какие фильмы предпочтительны у зрителей?


– Как всегда – премьерные показы фильмов мирового уровня. В настоящее время, в связи с политической обстановкой и по морально-этическим соображениям, кинокомпании Украины приняли решение не показывать российских фильмов. Но не все – комедии пока оставили в прокате, работаем. Большой зрительский интерес вызывают постоянно проводимые у нас кинофестивали, недели итальянского, британского кино, вечера французского кино.


– Обеднеют ли наши зрительные залы без российского проката кино, или есть что черпать в украинском кинопроизводстве?


– Об этом страшно говорить, потому что такого, что сегодня происходит, просто не должно быть. С политической ситуацией потянулся шлейф проблем, но такое нам придется пережить. Пройдет время, и думаем, вернутся на экраны российские фильмы, обстановка станет мирной. Но пока все происходящее отражается на кинопрокате. Кинокомпании уже отказались от майских показов к/ф «23 минуты», «Кухня в Париже» и «Восьмерка». С «Авантюристами» будем работать.


Однако украинские фильмы киноманы всегда приветствуют. Сегодня мы работаем с украинским кинофильмом «Ты меня любишь» (с участием Надежды Мейхер). В прокат выходит отечественный семейный развлекательный фильм «Трубач».

 

«Динозавры» сцены


В нашем государстве немного деятелей новой национальной культуры, чья известность превосходит локальный уровень. Неужели у нас так мало творцов сцены?


В качестве пояснения ситуации моя давняя приятельница Елена Карпий, музыкальный деятель, рассказала одну из своих многочисленных житейских историй.


– Довелось мне недавно с сыном-вокалистом побывать в Харьковской опере. Давали Евгения Онегина. На удивление, зал был полупустой. По ходу спектакля выяснилось, почему…


…Зазвучала знакомая музыка. «Купаясь» в первых аккордах классических мелодий, мы предвкушали достойное исполнение любимых арий… и дождались… На сцену вышел главный герой Онегин, которого играл глубоко пожилой, где-то лет за семьдесят, дедушка. В его исполнении зазвучала ария «…я имени ее не знаю». До нашего слуха доносился старчески дребезжащий голос. Мы с сыном Никитой только переглядывались. Понимаете, кульминация – это верхушка, которая, что называется, цепляет струны души. Но то, чего мы ждали с трепетом, полосовало, образно говоря, как ножом.


Потом появился ветеранский дуэт Ольги и Татьяны и затянул: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной певца любви, певца печали?»... Пели невпопад такими же старческим дрожащими голосами. Как апогей – сцена, где главный герой припадает на колено; припасть-то припал, а вот подняться…


Из оперы мы выходили несколько подавленные, размышляя о том, почему зрители перестают смотреть оперу мирового уровня. Дело в том, что век вокалиста короток, с возрастом его голос изнашивается, а он все равно – на сцену, не понимая, что зритель идет смотреть высокое искусство, а не только из жалости к пожилым артистам. Удрученный настрой от спектакля усугубился еще и припарковавшейся у стен театра «каретой скорой помощи». Наверное, постепенно сгорают на работе. Что делать, старость.


– А что, с молодыми кадрами в стране напряженка?


– Дело в том, что у «ветеранов труда» есть установка: умереть на сцене. Для них это наивысшая степень проявления исполненного долга перед искусством. А ведь пожилых не во всех сценах резонно показывать и за счет только ветеранов сцены трудно реанимировать культуру.


– Есть ли выход?


– Считаю, с артистами следует заключать контракт. Нужно производить отбор исключительно по возрастному цензу.


– А как же профессионализм, который только с годами повышается?


– Среди молодежи достаточно профессионалов. К сожалению, в запорожском музучилище имени Майбороды закрыли театральное отделение, а ведь там готовили настоящих профессионалов. Чего стоит спектакль последнего выпуска студентов-театралов «Очень простая история». Отличная версия постановки была качественно сыграна. По окончании зал аплодировал стоя. Этот выпуск разъехался и работает по контрактам в других странах. А нам остается смотреть постановки с ощущением, что присутствуешь на смотре художественной самодеятельности.


Ни для кого не секрет, что наша современная культура финансируется по остаточному принципу. При этом держава уделяет внимание только поддержке и популяризации культурного наследия (годовщины рождения выдающихся личностей прошлых времен и другое). А если не инвестировать в сегодняшний день, не создавать климат и среду, где может развиваться и процветать по-настоящему живая культура, то через 20–50 лет в стране может вообще «исчезнуть» культурный период начала ХХІ столетия.


Да, наша эпоха далека от того, чтобы назвать ее «золотым» или «серебряным» веком. Скорее – «сетевым». Потому что «хождение в народ» осуществляется в основном через социальные сети, где наблюдаешь лишь убогое пустозвонство на сайтах, где царит злоба, бескультурье и полное невежество.

 

 

 

Наталья НЕСТЕРЕНКО