Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Большие надежды

Большие надежды

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Большие надежды

Украинцы проявили в выборах президента невиданное доселе единодушие. Достаточно сказать, что на всей территории страны не было ни одного избирательного участка, где бы Петр Порошенко не занял первого места. Это говорит, с одной стороны об усталости избирателей от постоянных «неуспехов» нашей экономической жизни, а с другой – о том, что надежда среднестатистического украинца на достойную жизнь жива. Сильной стороной будущего президента является опыт работы на международной арене и создание собственного успешного бизнеса, однако вызовом для него станет сопротивление системы. Чего ждут от будущего главы государства в налоговой сфере, на банковском, инвестиционном и валютном рынках?

 

 

Что за спиной


У победителя президентской гонки Петра Порошенко есть опыт управления как коммерческими, так и государственными структурами. В его послужном списке две депутатских каденции, посты секретаря Совбеза, главы совета Нацбанка, портфели министра иностранных дел и министра экономразвития, а также создание успешного бизнеса – кондитерской корпорации Roshen и др. Подобный опыт опрошенные эксперты считают весьма ценным. Как считают многие, мультимиллионер, сумевший создать легальный бизнес, не связанный с использованием полезных ископаемых, не может быть плохим финансистом или управленцем. Главное, чтобы опыт успешного развития своего концерна был перенесен и на управление государством.


Петр Порошенко сформировал вертикально интегрированный холдинг, представленный как в Украине, так и за рубежом. Межгосударственный характер его деятельности говорит о стремлении строить бизнес по правилам США и ЕС. Однако, ряд отечественных олигархов, применяющих западные лекала, успешно используют недостатки отечественного законодательства для получения преференций. Поэтому ключевым вопросом для нового президента станет готовность менять существующую в стране коррупционную систему работы бизнеса.


Налоговые ожидания


Рынок ждет от Порошенко, прежде всего, улучшения бизнес-климата. Опыт построения конкурентного бизнеса без использования непрозрачных схем или монопольного положения дает будущему президенту понимание важности создания равных условий для участников рынка, минимизации вмешательства регулирующих органов в работу компаний, независимости судов и прозрачного администрирования налогов. Однако будущий президент является представителем крупного бизнеса, чьи проблемы отличаются от тех, с которыми сталкиваются средние и мелкие предприниматели. Поэтому не исключено, что внимание нового президента будет сосредоточено на улучшении инвестклимата в первую очередь для крупных экспортно-ориентированных предприятий.


В программе Порошенко декларировалось сокращение налогов, уменьшение ставок, люстрация налоговой, борьба с офшорами, сохранение упрощенного налогообложения. Но, с учетом дефицита бюджета можно рассчитывать только на отмену мелких налогов и на проведение люстрации. Перекрыть работу с офшорами для крупного бизнеса вряд ли удастся без предложения каких-либо компенсаторов. А сохранение упрощенного налогообложения является спорным, так как МВФ борется за его упразднение.


В целом, существенных перемен в налоговой системе во время президентства Порошенко не ожидается. Фискальная политика государства, скорее всего, не изменится, а неоправданного давления на бизнес не станет меньше.


Во многом жесткость фискальной и финансовой политики будет обусловлена обязательствами перед международными кредиторами. Пойдя на соглашение с мировым финансовым рынком относительно стоимости коммунальных услуг и газа для конечных потребителей, снижения административного прессинга при ценообразовании на валютном рынке, в обмен на открытие таможенных барьеров с еврозоной Украина увязла в обязательствах. А попытка их невыполнения приведет к провалу бюджетной политики, наполнения пенсионного фонда и восстановления золотовалютных запасов. Так считают многие эксперты.


Скорее всего, в бюджетной сфере Украину ожидает переход от централизованной к децентрализованной модели. Это приведет к существенным изменениям финансовых потоков внутри страны, но прогнозировать способы решения данного вопроса пока что преждевременно. Сначала нужно дождаться первых поездок президента по регионам и его дальнейших заявлений о механизмах структурных реформ, которые будет необходимо увязать с запланированными изменениями в Конституцию.


О надеждах финансистов


Банковский рынок знаком будущему президенту не понаслышке. С 2007 по 2012 год Порошенко возглавлял совет НБУ, а до конца января 2006-го под его контролем находился банк Мрия, позже проданный российскому Внешторгбанку за $70 млн. По состоянию на 1 января 2006 года банк Порошенко входил во вторую группу классификатора НБУ по размеру активов. Позже финучреждение прошло ребрендинг и теперь работает под вывеской ВТБ Банк.


Президентский пост предполагает заметные возможности для влияния на банковский рынок. По действующей Конституции президент подает на рассмотрение в Верховную Раду кандидатов на должность главы НБУ и назначает половину состава совета Нацбанка. Такие полномочия являются существенным рычагом воздействия в банковской сфере, с точки зрения общих положений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности банковской системы.


Однако в президентской программе Порошенко о финансовой сфере сказано не много. Считается, что от Порошенко можно ожидать снижения учетной ставки и, на фоне риторики о евроинтеграции, продолжения реформ на валютном рынке. Улучшая инвестклимат, президент поможет привлечь в Украину ресурсы, которые иностранные инвесторы выводят из России.


Финансисты ожидают от нового президента изменений в регуляторной политике, более широкого привлечения к законотворчеству представителей финансовых рынков. Ведь ранее банкиры узнавали о кардинальных изменениях в функционировании рынка незадолго до их наступления. Из-за этого приходилось в авральном порядке реагировать на далеко не всегда адекватные идеи чиновников.


Перед президентом ставят задачу улучшения инвестклимата и привлечения иностранных инвестиций, чтобы индекс инвестиционной привлекательности, который сейчас балансирует между 2-мя и 3-мя баллами по пятибалльной шкале, прочно укрепился выше 4-х баллов. Ведь если только 20% средств, которые выводят иностранные инвесторы с российского фондового рынка, перейдут в Украину, наш рынок окажется просто завален деньгами. Надеются в банковском секторе и на внедрение свободного курса гривны и, как следствие, появление новых финансовых инструментов.


На что влияет президент


Пока бизнес ожидает от Порошенко решения своих проблем, эксперты говорят об ограничении его полномочий. Формально рычаги влияния на финансовую систему у президента отсутствуют. Поэтому фактически его возможности будут зависеть от формирования в Верховной Раде стабильного пропрезидентского большинства. Но даже согласно старой-новой Конституции, где полномочия у президента значительно урезаны, он может влиять на политику НБУ, а также на смягчение инвестиционного климата. Кроме того, развитие национального товаропроизводителя, а также увеличение экспортного потенциала всецело находится в руках президента.


Личность президента может рассматриваться иностранными инвесторами как позитивный фактор при оценке привлекательности экономики Украины. 


Отдельно стоит отметить возможности президента на международной арене. Согласно Конституции именно на него возлагаются полномочия по управлению внешнеполитической деятельностью страны и подписанию международных договоров и соглашений. Следовательно, именно президентом будет определяться общий внешнеэкономический курс, ключевые приоритеты и стратегические партнеры. Инвестиции, кредиты и другие варианты финансирования поступают в Украину с учетом конкретных персоналий. А сегодня личность нового президента может рассматриваться большинством инвесторов как исключительно позитивный фактор при оценке инвестиционной привлекательности и рисков экономики Украины.

 

Мария БАБЕНКО