Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Децентрализация по-украински

Децентрализация по-украински

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

Децентрализация по-украинскиВласть намерена воспользоваться польским опытом: объединить сельсоветы, сократить чиновников, а «отстающим» регионам дать денег.  

 

Децентрализация власти в Украине будет проходить по польской модели. Как рассказали источники в окружении президента, с проектом реформы Порошенко в ближайшие две недели отправится в Донбасс. Реформа будет предусматривать передачу финансовых полномочий на места, проведение досрочных местных выборов на востоке, ликвидацию госадминистраций, выборность губернаторов и создание исполкомов. Такие же изменения 20 лет назад внедряла и Польша.


Концепция

Помощники профильного вице-премьера Владимира Гройсмана рассказали, что Кабмин уже подготовил Концепцию реформирования местного самоуправления, которую, после поездки Порошенко в Донбасс, должна принять Рада. По словам вице-премьера, после ликвидации администраций, их функции лягут на исполкомы. Их будут формировать депутаты местных советов, которые изберет народ. Как ранее говорил политолог Вадим Карасев, главный плюс – глава исполкома, в отличие от губернатора, не будет назначаться сверху, поэтому у них будет вотум доверия народа.


Объединение

Куда больший интерес вызывают тонкости польской модели децентрализации. Речь идет о возможности объединения областей. В Польше в начале 90-х количество воеводств уменьшилось с 49 до 16. В результате, из-за существенного сокращения работников госаппарата, расходы бюджета значительно уменьшились. Внедрят ли опыт в Украине пока неизвестно. Депутаты «за», но предлагают объединять не области, а сельские советы. «Почему это нужно? Есть сельсоветы, объединяющие всего 20 хат. Но они не могут предоставить народу весь комплекс услуг. У них нет кадров – никто не хочет ехать работать в глухое село», – рассказал замглавы комитета Рады по вопросам региональной политики Владимир Сальдо. Правительство в ближайшее время намерено рассмотреть проект о добровольном объединении территориальных общин.


Предшественник Гройсмана, экс-вице-премьер Александр Вилкул считает, что вопросы объединения территорий должны решать сами люди на местных референдумах (проект о возможности их проведения сейчас разрабатывает Кабмин). В пресс-службе Минрегиона вероятность объединения сельсоветов не прокомментировали, ответив на вопрос так: «До 99-го Польша была разбита на большое количество воеводств – 49 – при населении более 38 млн человек. Главная задача украинской реформы – развитие местного самоуправления и предоставление громадам – городам, селам, поселкам – полномочий и ресурсов на развитие, возможностей самим избирать власть и контролировать ее эффективность». В Украине губернаторов назначает президент, в Польше – премьер. Но уже после принятия Концепции губернаторов будут выбирать сами жители, как, к примеру, мэра в Киеве.


Дотации

Получат регионы и право самостоятельно формировать расходную и доходную части бюджетов. Это даст право местным громадам самостоятельно решать, на какие проекты тратить деньги, не спрашивая разрешения у Киева. Но проблема в том, что многие наши регионы дотационные и нуждаются в финансировании из центра. Проводя децентрализацию, на европейском рынке Польша поднималась как аграрная страна. Но есть там и воеводства, которые расположены в горной местности. Именно они в первые три года реформирования пострадали – уровень жизни людей там упал на 20–30%. Никто не скрывает, что сложно будет и Украине. «Главная задача реформ – сделать так, чтобы регионы не были дотационными, стали зарабатывать. Необходима экономическая политика «открытых дверей» для привлечения инвесторов в регионы. Она включает, например, снижение налога на прибыль до 12,5% и ставки подоходного налога до 14%, а также упрощение разрешительных процедур. Налог на прибыль, подоходный налог, налоги на землю и добычу полезных ископаемых должны оставаться в регионах. Это стимул местной власти привлекать в регионы производство. Правительство обязано обеспечить низкую ставку на кредиты местным громадам, которые пойдут на развитие инфраструктуры регионов – дорог, сетей и так далее», – считает Вилкул.


Выход

Ранее звучали предложения о предоставлении «отстающим» регионам долгосрочных кредитов на развитие. Сейчас в Кабмине разработали несколько иную модель. «Решение этих вопросов – задача госстратегии регионального развития, которая готовится Кабмином и в ближайшее время будет принята. Эта стратегия предполагает, в частности, выделение государством дополнительных ресурсов именно для «отстающих» регионов, но не в виде кредитов, а в виде ресурсов для поддержки стратегически важных для развития этих регионов проектов», – рассказали в Минрегионе. По словам Сальдо, у более развитых регионов, уровень доходов которых первышает расходы, излишки будут перенаправлять в «отстающие» регионы. Похожий принцип работает и в Польше. Но по словам профессора кафедры политологии НаУКМА Алексея Гараня, успешность реформы в Украине возможна только в комплексе с другими изменениями – борьбой с коррупцией, кумовством, отходом от практики «крышевания», реформой судебной и правоохранительной систем.