Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Вольные города»

«Вольные города»

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

«Вольные города»

На прошлой неделе, 25 июня, в Киеве президент страны в рамках «Дня диалога представителей органов местного самоуправления и органов государственной власти» встретился с градоначальниками украинских городов. Примечательно заседание Ассоциации городов Украины было тем, что речь там шла о децентрализации власти, поскольку, по словам Петра Порошенко, это необходимо для успешного вхождения в Евросоюз.

 

 

Девять лет назад административно-территориальную реформу пытался провести вице-премьер Роман Бессмертный – но безрезультатно. У профильного министра Анатолия Близнюка в 2012 году также ничего не вышло. Наоборот, в последние годы страна двигалась к сверхцентрализации власти, опирающейся на вертикаль губернаторов и отечественное ноу-хау – «институт смотрящих».


 Нынешний же вариант реформы, поддерживаемый президентом, предполагает ликвидацию областных и районных администраций с передачей их полномочий исполкомам местных советов. На смену же госадминистрациям должны прийти представители президента на местах – образно говоря, гибриды префекта и прокурора, призванные следить за выполнением Конституции и законодательства (с правом останавливать решения органов местного самоуправления – до разрешения спора судом), а также координировать работу исполкомов.


По словам Петра Порошенко, «если Конституционный суд примет решение о том, что то или иное постановление органа местного самоуправления было нацелено на разрушение территориальной целостности или является неконституционным, то такой орган будете распущен. Львиная часть заработанного будет оставаться на местах», то есть после проведения реформы местного самоуправления регионы получат значительную финансовую независимость от центра.


Сегодня в Украине 11,5 тысяч субъектов местного самоуправления и 10278 – это сельские советы. Фактически большинство их имеет население не более 500 жителей. Такая административно-территориальная единица не может принять большинство административных полномочий, которые предполагается передать. А передать общинам, по словам председателя правления Центра политико-правовых реформ Игоря Колиушко, обещано «полномочия по разработке генерального плана развития их местности, распоряжению землей, строительству, благоустройству территорий, жилищно-коммунальных услуг, местных дорог, коммунального транспорта, начального образования детей, здравоохранения первичного уровня, организации ухода за инвалидами и престарелыми, инфраструктуры культурного и спортивного развития, пожарной и общественной безопасности граждан».


В Конституцию будут внесены соответствующие изменения, благодаря которым, по словам Петра Порошенко, «впервые больше прав получит не президент или парламент, а носитель власти – народ и органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские, районные и областные советы». В ходе децентрализации в Украине предполагается сокращение количества районов в четыре раза. Появятся регионы, а районы будут укрупнены за счет объединения местных общин.


Для украинского социума результаты заседания Ассоциации городов Украины выглядят весьма оптимистично. Регионы устали ждать денег от задерживающего платежи Госказначейства, а из Киева – на развитие местной инфраструктуры. Справедливей, конечно, самостоятельно распоряжаться собственными заработанными средствами. Да и вопрос с языком давно бы пора урегулировать. Однако тут же возникает вопрос: а откуда на эти мероприятия возьмутся средства?


Сегодня по всей территории Украины резко упал уровень жизни, наблюдается рост коммунальных платежей, выплат и цен на товары. В энергетике введен режим ЧП, вызванный не только прекращением закачки газа в хранилища, но и грядущими перебоями с поставкой угля. Как следствие – снижение экономической активности, рост безработицы, резкое обнищание населения. О сокращении ВВП на 5% от уровня 2013 года заявлял еще в начале июня премьер-министр страны Арсений Яценюк, с оговоркой, что многое будет зависеть от того, какие события произойдут на востоке Украины.


Сам по себе процесс децентрализации не даст положительного эффекта, если деятельность органов местного самоуправления не получит должного финансового подкрепления. По данным статистики, доля расходов местных бюджетов на собственные полномочия в странах ЕС составляет от 26,6% в Польше до 34,2% в Латвии, тогда как в Украине этот показатель равен 8,7%. Даже в СССР доля расходов на собственные полномочия (благоустройство, ЖКХ и пр.) превышала 30%, в России сейчас она составляет 18,3%.


При этом в развитых странах четко соблюдается принцип полного финансового обеспечения расходов, делегированных государством органам местного самоуправления. В Украине же уровень общей обеспеченности делегированных полномочий снизился с 88,8% в 2010 году до 80,2% в 2013-м. Вследствие этого органы местного самоуправления вынуждены отвлекатьзначительную часть собственных ресурсов для финансирования бюджетной сферы.


К тому же гражданский конфликт в стране – не лучшее время для административно-территориальной реформы, тем более что децентрализация власти (вплоть до внесения соответствующих изменений в Конституцию) значится одним из пунктов мирного плана президента Украины. Директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик высказал мнение, что «в условиях проведения АТО осуществление успешной реформы невозможно, хотя бы потому, что для осуществления предполагаемой передачи полномочий от центральной власти к местной необходимо, чтобы центральная власть для начала восстановила свой суверенитет на Донбассе – иначе передавать будет просто нечего».


Еще одним знаменательным событием пополнилась прошлая неделя – Украина, Молдова и Грузия 27 июня ассоциировались с ЕС. Тут уж непонятно, то ли радоваться, то ли всплакнуть.


Что дает брюссельский документ Украине, согласно которому одна сторона наделяется исключительно правами, а другая – исключительно обязанностями. Экономическое содержание ассоциации – это зона свободной торговли. Теперь все экономическое бытие Украины будет определять Брюссель, включая закрытие «ненужных» ЕС украинских производств и ширину колеи железных дорог.


Правда «наставники» из ЕС успокаивают новоиспеченных «компаньонов», заверяя, что в долгосрочной перспективе, возможно, выгода и обломится. Да вот только дотянут ли бывшие республики СССР до очередного «светлого будущего»? Ну разве что Молдова, которой в ее нынешнем положении без разницы куда вступать – все одно хуже уже не будет.


А вот Украина неминуемо лишится оставшихся высокотехнологичных отраслей, так как Евросоюзу не нужна наша ни промышленная, ни сельскохозяйственная продукция. Усилится массовая безработица и многократное увеличение тарифов ЖКХ, при существенном уменьшении пенсий и социальных выплат.


Таким образом, под благовидным предлогом о децентрализации Киев «умывает руки» в вопросах финансирования регионов в сложный период, а также сподвигает на фактическое раздробление страны на несколько «вольных городов». А тут уж и до состояния Дикого поля недалеко, в котором Украина пребывала до первого воссоединения с Россией в середине XVII века.

 

 

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА