Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Эрик Боке: «Украину пытаются силой затянуть в ЕС»

Эрик Боке: «Украину пытаются силой затянуть в ЕС»

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Эрик Боке: «Украину пытаются силой затянуть в ЕС»

Французский сенатор от департамента Нор, член фракции Объединенных европейских левых в ПАСЕ Эрик Боке считает, что украинский кризис ставит под угрозу безопасность не только Европы. Своими мыслями по поводу происходящего он делится с нашими читателями.

– Господин Боке, в последнее время многие европейские политики дали понять, что в ближайшие годы не видят Украину в составе ЕС. В частности, об этом говорил президент Европарламента Мартин Шульц, а также французский министр иностранных дел Лоран Фабиус.
 

 

Такие заявления прозвучали достаточно резко, учитывая, что изначально люди, вышедшие на майдан, выступали не столько за подписание Соглашения об ассоциации, сколько за потенциальное членство в союзе. На Ваш взгляд, несет ли ЕС ответственность за кризис, который, возможно, приведет к распаду Украины?


– Безусловно, Евросоюз в определенной степени виноват в нынешней ситуации. Дело в том, что Брюссель, стремясь расширить свою сферу влияния в исторически сложном регионе, не слишком заинтересован в равноправном сотрудничестве.

Так, Соглашение об ассоциации, которым ЕС завлекает Украину, – скорее попытка навязать определенную политическую и финансовую политику, отвечающую его интересам, чем шаг к построению партнерских отношений. При этом членство в ЕС европейцы рекламируют в качестве потенциального бонуса к подписанию соглашения, преподнося его как некое чудодейственное средство для устранения всех проблем. Но умалчивают о том, что оно также подразумевает подчинение внутреннему экономическому устройству ЕС.


Нет сомнений, что к обсуждению проекта нужно шире привлекать людей, рядовых граждан страны, не ограничиваясь той «блоковой стратегией», которую выбрали лидеры ЕС в переговорах с Украиной. Дискуссия такого рода не может быть закрытой. Она должна иметь всеобщий характер – только так можно установить взаимовыгодное сотрудничество и двигаться в сторону учреждения системы коллективной безопасности по всей Европе. Политики не должны забывать, что их первостепенная задача – защищать интересы людей.


– К слову, о министре иностранных дел Фабиусе. Как Вы оцениваете его участие в разрешении украинского кризиса, в особенности февральские переговоры с тогдашним президентом Януковичем?


– Хотя французские дипломаты сыграли определенную роль в ходе украинского кризиса, они все же предпочли не идти до конца. Фактически Париж самоустранился от участия в разрешении конфликта именно тогда, когда он достиг наиболее острой фазы. Что касается Фабиуса, то он придерживается той же позиции, что и США. Т. е. предпочтение отдается не поиску консенсуса, который мог бы положить конец кризису, а нагнетанию военного и политического напряжения.


– Как, на Ваш взгляд, западная пресса в целом и французская в частности освещает происходящее в Украине?


– Картину, создаваемую СМИ, не назовешь объективной. Я не ставлю под сомнение репортажи журналистов из горячих точек. Искаженная информация поступает скорее от так называемых экспертов. Это касается, например, оценки прошедших в стране президентских выборов. С одной стороны, явка была действительно высокой, но с другой – часть граждан не могли проголосовать. А это не принималось во внимание. К тому же не стоит забывать: реального выбора кандидатов у людей не было.


– Брюссель часто критикуют за слабую внешнюю политику. Как Вы оцениваете введенные и потенциальные санкции Запада против России?


– На мой взгляд, они, в первую очередь, носят политический характер. Их цель – взвалить всю ответственность за происходящее только на Россию.


Не следует также забывать, что санкции – обоюдоострое оружие, от которого пострадает не только российская, но и европейская экономика. Причем их введение негативно скажется на торговых отношениях, поставках энергоносителей и свободе передвижения.


И все же, по правде говоря, гораздо больше меня беспокоит рост напряженности между граничащими странами и усиление военного присутствия сил НАТО в Европе. На определенном этапе ситуация может накалиться – и мы окажемся на грани глобального военного конфликта.


Словом, в общих интересах возобновить диалог между государствами и различными политсилами. Что касается Украины, то новым властям следует в ближайшее время распустить вооруженные группировки и прекратить репрессии, в том числе против последователей коммунистической идеи. Киев обязан обеспечить права и безопасность каждого гражданина.


– Нередко приходится наблюдать, как странам-членам ЕС не удается прийти к консенсусу по тому или иному вопросу. Но утверждение, что Евросоюзом руководит Ангела Меркель, как будто ни у кого не вызывает возражений. Как Вы считаете, Берлин действительно доминирует на политической арене Европы?


– Да. Сегодня Германия – мощное государство как с политической, так и с экономической точки зрения. Более того, социал-демократы, которые после сентябрьских (прошлого года) выборов в Бундестаг могли сформировать коалицию левых с партиями зеленых и Die Linke («Левые»), поддерживают политику консерваторов во главе с Меркель. В частности, в последнее время Берлин пытается максимально повлиять на процесс формирования европейской финансовой политики, а также на отношения Центральной и Восточной Европы с Россией. Особенно в сфере энергетики.


– Нынешняя обстановка в Евросоюзе неоднозначна. Одни стремятся его развалить, другие, напротив, ратуют за создание «Соединенных Штатов Европы» (СШЕ), вопреки тому, что сама идея отказа от национальных государств кажется нереалистичной. Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть ЕС через 10 лет?


– Откровенно говоря, такой прогноз сделать сложно. Пока что мы наблюдаем рост популярности националистических и ксенофобских политических сил. Но не стоит забывать, что многие в Европе придерживаются прогрессивных взглядов.


Что касается СШЕ – тут, думаю, необходимо тщательно проанализировать, что подразумевается под данной концепцией. Поскольку мы не вправе нивелировать интересы национальных государств.


Прежде всего, нужно, чтобы Европа была народной, а сотрудничество между государствами строилось на равноправной основе. Это база будущего ЕС.


Кроме того, я убежден, что Брюссель мог бы стать гораздо более весомым игроком на международной арене, если бы проводил независимую внешнюю политику.


– А какой Вам видится роль Украины в СШЕ, если их все же удастся сформировать?


– Киев, конечно, будет играть определенную роль на европейской политической арене, но лишь при условии, что успешно разрешит нынешний конфликт. И вновь вернемся к Соглашению об ассоциации, экономическая часть которого Украиной уже подписана. Из наблюдения за происходящим у меня складывается впечатление, что некоторые намерены силой затянуть страну в Евросоюз, хотя, по моему убеждению, Европа не сводится к существованию одного лишь ЕС. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть: надо развернуть широкие дискуссии, привлечь жителей Украины к массовому участию в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

"Газета 2000"