Что собирается поменять в бюджете правительство?
Для продолжения АТО и восстановления Донбасса Украине нужны минимум 16,9 млрд грн., а налоговые поступления тают на глазах. Где выход?
21 июля Кабмин подал в Верховную Раду сразу два законопроекта: изменения в бюджет на 2014 и правки в налоговый кодекс. Цель нововведений ясна – найти деньги на войну на востоке и согласовать параметры бюджета с реальными макропоказателями (ухудшение прогноза темпа падение ВВП, рост инфляции, падение импорта и т. д.). Оба законопроекта предполагалось рассмотреть в Верховной Раде в четверг, 24 июля.
Но как известно, в этот день в Раде распалась коалиция и премьер-министр Арсений Яценюк подал в отставку. Об этом он заявил на вечернем пленарном заседании ВР. «Я заявляю об отставке в связи с распадом коалиции и блокированием правительственных законопроектов», – сказал он.
После некоторых перипетий и легкой правительственной паники в виде назначения и. о. премьера вице-премьера Гройсмана, Арсений Яценюк вернулся к исполнению своих обязанностей во вторник утром. На брифинге в понедельник он напомнил, что в минувший четверг были провалены законопроекты, на принятии которых настаивал Кабмин (изменения в государственный бюджет и Налоговый кодекс, проект закона о реформировании ГТС). Премьер отметил, что из-за этого сейчас нет средств на финансирование армии, а также срывается программа сотрудничества с МВФ.
«Это срыв нашей программы с МВФ и Всемирным банком. Я имел разговор с директором Всемирного банка и МВФ и хотел бы заявить следующее: правительство повторно вносит эти законы в парламент. Обращаюсь ко всем членам парламента прийти в четверг и проголосовать за эти законы», – заявил Яценюк.
Что же представляют собой предложения Кабмина, из-за которых разгорелся весь сыр-бор? ПОЗИЦИЯ представляет короткий обзор и наиболее наглядные и компетентные комментарии экономистов по поводу грядущих изменений.
Как уравновесить доходы и расходы?
Суть изменений, которые правительство собирается внести в государственный бюджет в 2014 году – увеличить доходы на сумму около 6 млрд грн. План состоит в том, чтобы компенсировать недобор по основным налогам поступлениями от новых налогов (наиболее важные изменения на графике 1).
В расходной части государственного бюджета правительство собирается перераспределить 13 млрд грн. между программами и увеличение общей суммы расходов на 6 млрд грн. В ходе перераспределения средств, правительство планирует сэкономить на поддержке реального сектора экономики, административных расходах, местных бюджетах, пенсионном фонде.
Правительство планирует направить средства резервного фонда для финансирования военных операций и реконструкции инфраструктуры восточных регионов (график 2).
Правительство подало в парламент проект изменений в Государственный бюджет Украины на 2014 год. Очевидно, что данный законопроект является результатом консультаций с Международным валютным фондом, в ходе которых было определено:
1) сбор доходов Госбюджета отстает от плановых показателей;
2) дефицит НАК «Нафтогаз Украины» существенно превышает прежние ожидания;
3) военные действия и разрушения инфраструктуры на востоке страны потребуют дополнительного финансирования.
Предлагается существенно повысить рентную плату для добытчиков нефти, газа и конденсата, за счет чего в Госбюджет планируется мобилизовать дополнительные 9 млрд грн.
В доходной базе планируется существенное снижение плана сбора ряда ключевых налогов, исходя из неудовлетворительных результатов последних месяцев. В то же время правительство намерено увеличить поступления налога на доходы физических лиц, основным источником этого послужит налогообложение дивидендов и процентного дохода по банковским вкладам (график 3).
Также предлагается существенно повысить рентную плату для добытчиков нефти, газа и конденсата, за счет чего в Госбюджет планируется мобилизовать дополнительные 9 млрд грн. Режим невозмещения НДС при экспорте зерновых и семян технических культур (рапс и подсолнечник) продлевается до конца 2014 года.
В расходной части правительство намерено втрое увеличить объем резервного фонда, дополнительно определив в него 16,9 млрд. грн. Очевидно, что эта потребность обусловлена продолжающейся антитеррористической операцией на востоке страны и потребностью восстанавливать поврежденную инфраструктуру. Сэкономить средства предполагается на содержании государственного аппарата, для чего облегчаются процедуры ухода чиновников в неоплачиваемый отпуск.
Самое крупное изменение касается финансирования дефицита «Нафтогаза». Плановый объем эмиссии ОВГЗ с целью внесения в уставной капитал данной компании в текущем году увеличен на 70,6 млрд грн. до 103,9 млрд грн. Очевидно, что такая крупная сумма призвана обеспечить платежи в адрес Газпрома в случае разрешения спора по поводу контракта и объемов ранее поставленного газа. Вполне вероятно, часть этих средств также будет использована для погашения еврооблигаций компании в объеме $1,6 млрд в конце сентября 2014 года.
Принятие поправок в Госбюджет является ключевым условием для получения следующего транша кредита МВФ в объеме $1,4 млрд.
Правительство намерено возобновить поддержку экономики посредством частичной компенсации процентной ставки по гривневым кредитам, привлеченным у украинских банков. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что объем такого кредитования может составить 15 млрд грн., а правительство может компенсировать 9 процентных пунктов из ставки кредитования.
Потенциально это касается всех предприятий, реализующих инвестиционные проекты, однако правительство уточнило ряд конкретных проектов:
1) кредиты «Укргидроэнерго» по проекту Днестровской ГАЭС;
2) рефинансирование долгов «Нафтогаза»;
3) кредиты предприятий «Укрзализныци» на обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры;
4) кредиты Аграрного фонда под закупку зерна;
5) кредиты производителю вооружения «Форт».
Принятие поправок в Госбюджет является ключевым условием для получения следующего транша кредита МВФ в объеме $1,4 млрд.
От редакции
Безденежье, пустой бюджет и отсутствие любых возможностей его наполнить – так объяснил свой уход Яценюк. Но главная причина его отставки – желание уйти от ответственности за то, что «нечем платить милиционеру, доктору, учителю», а также «не за что купить ружье, не за что заправить БТРы»…
Возвращающийся на пост премьер-министра вначале самоотставленный Арсений Яценюк выставил Раде условия для продолжения своей «плодотворной работы» – со второй попытки принять законы о налогообложении прибыльных отраслей экономики, о едином военном налоге, о разгосударствлении ГТС, о секвестре бюджета и т.д. Половина из них заставляет большинство населения страны затягивать пояса, так как значительно ухудшает социальное положение.
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10137
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
9387
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9246
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
9476
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
9663
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9228
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9308
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
9960
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9303
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: korrespondent
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
КОМЕНТАРІ (1)
|