Украинские заводы без российской оборонки
07 серпня 2014 08:32
Переглядів: 566
Коментарів: 0
Надрукувати
Киев
разорвал
военно-техническое сотрудничество с Москвой, но навредил прежде всего
себе. Президент Украины Петр Порошенко запретил военно-техническое
сотрудничество с Россией. Украинским оборонщикам разрешено работать с
россиянами только в производстве продукции двойного назначения,
например,
двигателей для вертолетов, которые могут использоваться не только в
военных, но
и в гражданских целях. Мы решили проанализировать, какие же последствия
такое
решение будет иметь для Украины и для России?
Ракета «Тополь-М»
Без участия конструкторского бюро «Южное»
(Днепропетровск) Россия начала производство новой межконтинентальной
баллистической ракеты «Тополь-М» и ее морского аналога – «Булавы». Россия
переключилась на их самостоятельное производство, расширив уже имеющие мощности
на давно построенных своих заводах. Украина потеряла от этого более 1 тыс. рабочих
мест и примерно $2 млрд упущенной выгоды в год.
Ракета «Скальпель»
Перестала быть нужной России и украинская
версия межконтинентальной баллистической ракеты железнодорожного базирования
SS-24 Skalpel, созданной конструкторами днепропетровского «Южмаша». Разработкой
нового боевого железнодорожного ракетного комплекса занимается теперь
Московский институт теплотехники, который ранее участвовал в создании ракет
такого класса. Из-за этого Украина недосчитается в своей казне более $ 500 млн
в год.
Ракеты для истребителей
Серьезные проблемы ждут и украинскую
государственную акционерную холдинговую компанию «Артем» (Киев), до недавнего
времени занимавшую значительное место на российском рынке ракет класса «воздух
- воздух» для истребителей. Российские компании оперативно начали изготовление
более современных модификаций ракет этого класса (Р-77) с полным закрытым
циклом производства. «Артем» остался без российских заказов и вынужден
сокращать рабочие места.
Зенитные системы
К созданию новейшего российского комплекса
ПВО С-400 не будет привлечен «Днепровский машиностроительный завод», который
когда-то принимал участие в создании и производстве зенитных ракетных систем
С-300. Украинская сторона теряет доступ к новейшим технологиям производства
такого оружия. А тем временем в России уже строятся два завода, где будут
делать С-400, производство этого оружия становится полностью независимым от
украинских «услуг».
Самолет Ан-140
Россия ранее приобрела у Украины права на
военно-транспортную версию самолета Ан-140, которые собирает самарский завод
«Авиакор». Теперь Киев не сможет купить эту технику, хотя выказывал желание
приобрести ее. По мнению специалистов, чтобы наладить свое производство Ан-140
Украине нужно не менее 20 лет и более $4 млрд долларов.
Самолет Ан-70
Полностью сворачивается реализация совместного
украино-российского проекта по строительству самолета Ан-70. Это военно-транспортный
самолет нового поколения, разработанный АНТК «Антонов» (Киев). Предполагалось,
что машина в украинских и российских ВВС заменит морально и физически
устаревший Ан-12. Объем заказа для наших ВВС мог составить до 5 млрд долл.
Теперь Украина их теряет. Однако без финансирования доводки проекта и
технической поддержки со стороны России Киев вряд ли сможет самостоятельно
довести начатое до конца.
Запчасти
Прекращается участие украинских предприятий в
изготовлении некоторых комплектующих для российских боевых самолетов и средств
ПВО. Постоянные партнеры ГП «Производственного объединения «Киевприбор» – ОАО
«Информационные спутниковые системы» (Железногорск, Красноярский край), ПО
«Полет» (Омск) и КБ «Прогресс» (Самара) уже начали размещать заказы
исключительно среди отечественных компаний. Российские предприятия смогут
самостоятельно производить большинство украинских комплектующих через 2-3 года.
Все остальное
Более 70% поставщиков систем и комплектующих
для украинских оборонных предприятий находятся в России. Без участия россиян
Украина способна производить лишь танки Т-80, «Оплот» и «Ятаган», а также ряд
старых бронетранспортеров и морально устаревших РЛС. А доля российского рынка
для украинского экспорта составляет от 50 до 60%. Потеря сбыта оборонной
продукции в таких масштабах нанесет мощный удар поукраинскому ВПК и лишит
госказну львиной доли доходов от оружейной торговли.
Что в итоге
И все же было бы слишком оптимистично
утверждать, что полный разрыв военно-технического сотрудничества с Украиной не
сулит России проблем. Все же в некоторых сферах пока еще сохраняется серьезная
зависимость российских производителей боевой техники от украинских поставщиков.
В частности, это относится к некоторым отраслям авиационного двигателестроения,
гарантийного обслуживания межконтинентальных баллистических ракет (когда-то
изготовленных на Украине) и корабельного газотурбинного двигателестроения. Тут
придется в авральном режиме перестраиваться, искать новых поставщиков (скажем,
в Китае или Индии), призывать к обслуживанию ракет старые кадры. Конечно, для
этого потребуется немало времени, денег и непростых решений.
Российские заводы выдержат дополнительную
нагрузку (многие только и ждут новых заказов!). Однако куда больший удар
получит военно-промышленный комплекс Украины. Разрыв с Россией может стать для
нее «обширным инсультом». Разорвав военно-техническое сотрудничество с Москвой
Киев теряет до $10 млрд в год, лишает сотни заводов гарантированных заказов и
плодит безработицу, создавая еще большую социальную напряженность в
стране.
Виктор Баранец
|