Синдром отличника
11 вересня 2014 07:47
Переглядів: 2306
Коментарів: 0
Надрукувати
Пришел
сентябрь, и хотя школьные годы давно позади,
в этот месяц каждый человек волей-неволей вспоминает школу. Учителей,
одноклассников, оценки… Все было просто и понятно, наши достижения и
неудачи
четко оценивались по пятибалльной шкале. Все знали: пятерка – это
хорошо, а
двойка – плохо. Во взрослой жизни все не так однозначно. Даже
применительно к
тем же оценкам: психологи утверждают, что быть отличником не всегда так
уж
хорошо. Даже название придумали – синдром отличника. Давайте разберемся,
в чем
он заключается, и действительно ли отличные оценки портят жизнь ребенку и
негативно влияют на него во взрослом возрасте?
Синдром отличника – это
обобщающее название ряда комплексов и психологических проблем, которые могут
возникнуть у ребенка-отличника и в дальнейшем, в том числе во взрослом
возрасте. Хочу подчеркнуть – могут возникнуть при определенных условиях, а не
обязательно должны. Что это за условия?
– Комплекс неполноценности, который ребенок пытается компенсировать за счет
учебы.
– Постоянный страх перед наказанием и порицанием за плохие оценки.
– Попытка «заслужить» любовь родителей хорошими оценками. Она может появиться
от того, что ребенок в семье не чувствует безусловной любви.
– Повышенная потребность в одобрении.
К чему может привести синдром отличника? Некоторые проблемы у таких детей
наблюдаются уже в юном возрасте, а с годами эти особенности серьезно мешают
гармоничной жизни.
Вечный стресс
Отличные оценки даются таким детям не за красивые глаза и не только за способности,
а за постоянный, тяжелый труд. Неумение отдыхать и расслабляться, а также
боязнь поражения приводят ребенка в стрессовое состояние. Еще в детстве у
отличников могут возникнуть проблемы со сном – школьники просыпаются по ночам,
чтобы проверить, сделали ли они домашнее задание. После выпускного стресс
никуда не денется. Сначала будет погоня за красным дипломом в университете,
потом – трудоголизм на работе. А отдыхать-то когда?
Неумение проигрывать
Я не могу припомнить ни одного случая, чтобы в моем классе кто-нибудь плакал
из-за тройки или даже двойки. А вот слезы из-за четверки – ситуация привычная.
Причем плакали из-за них не только девочки-отличницы, но и мальчики, которые,
как мне тогда казалось, вообще плакать не умеют. Плакать, как выяснилось,
умеют. Но совершенно не умеют проигрывать. Неудачи в жизни случаются у всех, но
обычно люди понимают – «неприятность эту мы переживем». А для отличников любая
личная неудача – катастрофа мирового масштаба. И хотя такие катастрофы
случаются нечасто, они серьезно портят жизнь и разрушают душевное равновесие.
Эта особенность приводит еще к двум проблемам. Во-первых, после первой неудачи
отличник может сразу опустить руки и забросить все дело. Во-вторых, он часто
боится приниматься за новое дело и брать на себя больше ответственности из-за
панического страха перед возможным провалом. Следовательно, такой человек
упускает многие интересные возможности в жизни.
Чувство недооцененности
Дети с синдромом отличника часто из кожи вон лезут, чтобы получить похвалу и
одобрение. Но, как ни парадоксально, троечников в школе хвалят чаще, ведь для
них четверка – это уже достижение, а отличная оценка – редкий успех. Для
отличников пятерки – норма, никто им не удивляется. Все, конечно, знают, что
ребенок молодец, но какой-то одинаковый молодец на всем протяжении обучения,
без взлетов и падений. Во взрослой жизни еще сложнее – начальники далеко не
всегда считают нужным поощрять особенно старательных подчиненных. И если
обычного человека такая ситуация не будет сильно расстраивать, то выросшего
отличника может привести к апатии и даже депрессии.
Зависимость от чужого мнения
Дети с синдромом отличника привыкли стараться в школе не ради знаний или
перспектив, а именно ради оценок. В итоге они могут через всю жизнь пронести
зависимость от мнения неких оценщиков. Это мешает им самостоятельно мыслить и
находить свои пути решения проблемы. Они лишь знают, что должны выполнить
работу точно так, как им сказали.
Все и сразу
Такие люди обычно – перфекционисты. Они не умеют выделять важное и
второстепенное, одно делая хорошо, а второе – с минимумом усилий. Попытка
успеть во всем не дает им выбрать наиболее важное направление деятельности и
приводит все к тому же стрессу и переутомлению.
Проблемы с общением
Часто люди с синдромом отличника – не самые лучшие друзья и товарищи. Они
предъявляют повышенные требования не только к себе, но и к окружающим. А
поскольку остальные люди обычно до их планки не дотягивают, любят поучать,
уличать и в целом могут общаться довольно высокомерно. Собеседникам эта манера,
понятное дело, не слишком нравится, и они постепенно дистанцируются от
«заумника», который в итоге остается в одиночестве.
Повторюсь, эти проблемы не обязательно должны возникнуть у ребенка-отличника.
Если он старается, потому что ему интересно, получает удовольствие от учебы, а
не только от оценок, это только хорошо.
В идеале синдром отличника надо стараться предотвратить в детстве. Если ребенок
растет в гармоничной семье, чувствует, что его любят не за оценки, и учится не
только выигрывать, но и проигрывать, подобных проблем у него, скорее всего, не
возникнет.
Если же вы диагностировали у себя синдром отличника во взрослом возрасте, можно
попробовать от него избавиться. Существует даже такое упражнение – намеренно не
доводить какие-то дела до конца. Например, вымыв посуду, оставьте грязной одну
чашку или, застилая постель, не расправляйте один из углов. Играйте с друзьями
в игры, в которых победа зависит от удачи (только не на деньги, конечно), и
учитесь спокойно переносить поражение. Разработайте систему оценок собственной
деятельности, чтобы не зависеть от мнения окружающих.
И, главное, учитесь отдыхать и расслабляться. Ведь без полноценного отдыха
гармоничной жизни не получится.
|
|
Автор: korrespondent
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|