Принуждение к демократии
17 вересня 2014 14:34
Переглядів: 665
Коментарів: 0
Надрукувати
С огромным скрипом
заседающие в парламенте борцы за чистоту власти приняли закон, о котором сами
так долго кричали с Майдана. Во вторник после двух провальных попыток лишь с
третьего раза 231 народный депутат все же поддержал люстрацию. Примечательно,
что до этого спикер Верховной Рады Александр Турчинов целых пять (!) раз
пытался поставить вопрос на голосование и даже грозил парламентариям, что не
выпустит их из сессионного зала.
Может,
и напугала слегка избранников эта реплика, но, скорее всего, больше они
струхнули от происходившего под стенами ВР. Собравшиеся там люди просто
перекрыли улицу Грушевского, требуя принятия закона об очищении власти, а
серьезность своих намерений воплотили в привычных символах революции –
подожженных шинах, столкновениями с милицией и беспорядками. То есть толпа
снова диктует условия игры политикам, буквально принуждая их к демократии. А
возможно ли с таким силовым подходом вообще построить цивилизованную систему
власти в украинском обществе?
Но
– несколько слов о самом принятом законе. По сравнению с первоначальным
вариантом он претерпел около 400 поправок, из-за чего, по признанию самих
народных депутатов, стал куда более мягким. Как отметил один из инициаторов
законопроекта народный депутат Юрий Сиротюк, в большей степени принятый
документ касается тех чиновников, которые работали при режиме Виктора
Януковича, а не всех политических коррупционеров.
–
На первом этапе предусматривалось, что под процедуру люстрации подпадают все: и
президент, и депутаты, и освобожденные должности. Мы проголосовали за закон,
который предусматривает устранение от власти на десять лет. Но все понимают,
что в Украине даже действующие президент, премьер-министр и спикер ВР не смогли
бы преодолеть процедуру люстрации и должны были сложить полномочия, – сказал
он.
И
ведь чистая правда! Например, статья 4 закона автоматически отказывает в праве
на государственную должность всем высшим чиновникам времен президентства
Януковича, то есть занимавшим посты с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014.
Взять хотя бы Петра Порошенко, который до марта 2010 года был министром
иностранных дел, потом руководил Национальным банком, а затем стал министром
экономического развития в правительстве Николая Азарова. Чем не повод
люстрировать действующего главу государства? Или закон приняли таким образом,
чтобы на нынешних бонз он не распространялся?
В
любом случае, это материал для более детального исследования, и ПОЗИЦИЯ
обязательно вернется к его рассмотрению в ближайшем номере. А также сделает
подробный анализ других законов, принятых парламентом во вторник – в частности,
вопрос об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей. За
красивым фасадом всегда скрываются кулуарные договоренности, а утверждение
многих законов становится предметом политических торгов. Кто даст руку на
отсечение, что в этот раз было по-другому, и отдельно взятые фракции и
парламентарии не получили определенные преференции за «правильное
кнопкодавство»? Да и сама процедура принятия законов при внезапно погасшем
электронном табло, отражающем ход голосования, как-то не внушает доверия...
Максим КОРОБЕЦ
|