Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » «Замороженная» дюжина

«Замороженная» дюжина

Категорія: Позиція » Статті » Політика
 
«Замороженная» дюжина Прошел практически месяц с того дня, когда в столице Беларуси представители Украины, России и Европы подписали, казалось бы, эпохальные минские соглашения. Но, как показала практика, этот многообещающий документ пока остается пустой декларацией слабо выполнимых задач, которые просто заморозили во времени.

 

Когда 5 сентября международное сообщество таки смогло поспособствовать подписанию мирных соглашений между украинскими властями и сепаратистами, казалось, затянувшийся кризис сдвинулся с мертвой точки. Каждая из сторон смогла сохранить лицо и, что самое главное, полномасштабные боевые действия в растерзанном Донбассе прекратились. Результатом минской встречи стало подписание протокола, состоящего из 12 пунктов, которые должны были стать дорожной картой урегулирования конфликта на востоке. Месяц – вполне конкретный промежуток времени, спустя который можно оценивать прогресс в выполнении столь важного международного документа, от которого зависит стабильность всей мировой политической системы. Поэтому сейчас самое время оценить усилия каждой из сторон, что даст нам понимание будущего развития событий.

 

Пункт 1 – обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия

 

С самого начала было очевидно, что жесткого выполнения этого пункта ожидать не стоит: предыдущий опыт перемирия и слабый уровень доверия сторон друг к другу неизбежно должны были вылиться в локальные перестрелки. Печальный исход – несколько десятков погибших только по официальной статистике. А все потому, что вопрос о так называемой буферной зоне, которая отделила бы стороны друг от друга, завис в воздухе. Единственный плюс – прекращение полномасштабных военных действий, что повышает шансы на дальнейший диалог.

 

Пункт 2 – обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима прекращения огня

 

Все, что касается работы ОБСЕ, вызывает неоднозначную оценку. Во-первых, непонятны полномочия экспертов, которые далеко не всегда оказываются там, где им положено быть. Что они делают? Протоколируют? Дают рекомендации? Вопрос оставался открытым до 26 сентября, когда в Украину доставили первые беспилотники ОБСЕ, которые теперь станут ключевым индикатором соблюдения перемирия. До этого времени работа организации в Украине смахивала на бюрократическую галочку международного присутствия.

 

Пункт 3 – осуществление децентрализации власти путем принятия так называемого закона «Об особом статусе»

 

Украинской власти не очень нравится, когда документ, принятый Верховной Радой 16 сентября, именуют законом об особом статусе. Но давайте называть вещи своими именами: подписавшиеся под соглашением имели в виду именно особый статус. Вот только получился ли он? Вряд ли. Речь идет скорее об особом местном самоуправлении, что во многом снимает с повестки дня вопросы о территориальной целостности и суверенитете. Парламентариям удалось сгладить острые углы, не поднимать неудобные темы и отделаться легкими управленческими уступками. Проблема в том, что ссорились, соревнуясь, кто больше полномочий Киеву оставит. В итоге сами территории остались вне обсуждения. Будет ли он выполняться? Маловероятно, тем более что ни ДНР, ни ЛНР так до конца и не подтвердили свое принятие этого документа. Поэтому, если перемирие действительно не является тактической передышкой, неизбежны правки.

 

Пункт 4 - Постоянный мониторинг украино-российской границы

 

Сейчас в Киеве с оптимизмом относятся к запуску так называемого проекта «Стена» - комплексной программы обустройства украино-российской границы инженерными конструкциями. Националистическая прослойка называет это отгораживанием от агрессора. То, что контроль над границей нужен – факт бесспорный. Но стоит ли дразнить Россию новыми «архитектурными формами» (на возведение которых будет потрачена колоссальная сумма за счет налогоплательщиков) в условиях, когда наш северный сосед остается стратегическим экономическим партнером Украины? От этого партнерства зависит минимум треть украинских товаропроизводителей, и альтернативных рынков сбыта у них все еще нет. Приходится констатировать, что пока в этом вопросе властью движут исключительно эмоции и полное отсутствие стратегического планирования с учетом актуальных для Украины экономических рисков.

 

Пункт 5 – освобождение заложников

 

Ну, хоть в этом вопросе пока все благополучно. За время перемирия Украина смогла освободить более 1200 заложников, что свидетельствует о выполнении данного пункта минских договоренностей. Есть, конечно, нюансы и исключения, как, например, судьба Надежды Савченко, но динамика в целом обнадеживающая.

 

Пункт 6 – закон об амнистии

 

Документ был принят Верховной Радой в тот же день, что и закон об особом режиме на Донбассе. Амнистия действует для тех, кто не совершал тяжелых преступлений - убийств, изнасилований, организаций терактов и т.д. Закон парламентариям дался тяжело: по сути, тех, кого вчера было принято называть боевиками, освободили от ответственности. Грубо говоря, мы имеем акт аналогичный амнистии тех, кто совершал преступления на Майдане. Возможно, именно это решение значительно снизит градус политического противостояния в стране, где уже лишний раз высказывать контрпозицию стало откровенно страшно.

 

Пункты 7, 12 – продолжить инклюзивный общенациональный диалог. Предоставить гарантии личной безопасности для участников консультаций

 

Очевидно, что стороны пока слабо готовы к общенациональному диалогу. Украина все так же далека от возвращения Донбасса в общий государственный проект. Что касается продолжения консультаций, то общий тон минской дискуссии во многом был нацелен на конструктив – главное, в дальнейшем не допускать слишком длинных пауз.

 

Пункты 8, 11 - Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе, принять программу экономического развития региона

 

Учитывая масштаб экономического ущерба, нанесенный Донбассу, и объективный гуманитарный кризис в регионе, глупо отрицать, что выполнение этого пункта – вопрос не месяцев, а лет. Вот только как-то странно, если Украина считает Донбасс своей территорией, то почему гуманитарную помощь туда продолжает поставлять Россия? Если вопрос в доступе, ссылайтесь на соответствующий пункт минских соглашений. Об экономической программе никто пока и вовсе не заикался. Для справки: промышленность в Луганске упала более чем на 85%...

 

Пункт 9 – Обеспечить проведение досрочных местных выборов в соответствии с законом об особом статусе

Выполнение этого пункта находится под самым большим вопросом. В законе о временном порядке на Донбассе, конечно, есть пункт о проведении местных выборов, которые должны создать субъект для дальнейших переговоров между сепаратистами и Киевом, вот только сам механизм вызывает огромные сомнения. Ситуация усугубляется и реакцией ДНР и ЛНР. Они уже объявили свои парламентские выборы, которые должны состоятся 2 ноября, а не 7 декабря, как того требует киевская власть. А общее резюме сепаратистов по вопросу проведения выборов можно очертить, сославшись на слова главы правительства ДНР Александра Захарченко: «У нас свой Верховный Совет, и мы сами будем решать, когда и какие выборы нам проводить. Никаких выборов, организованных Украиной, у нас проводиться не будет». Что в этой ситуации делать Киеву, непонятно: излишняя настойчивость может спровоцировать возобновление военных действий. Поэтому итог прошедшего месяца в вопросе выполнения минских соглашений пока крайне скромен, а каждый невыполненный пункт может стать спусковым крючком возобновления войны в нашей стране.

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ