Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » В поисках внутреннего врага

В поисках внутреннего врага

Категорія: Позиція » Статті » Політика
 В поисках внутреннего врагаВ Украине набирает ход так называемая люстрационная кампания. После того как уже уходящая Верховная Рада VII созыва приняла закон со смешным названием «Об очищении власти», общество замерло в ожидании этого самого долгожданного очищения, которое, если верить новой власти, является едва ли не единственным препятствием на пути успешных реформ.

 

Вот только мало кто по-настоящему понимает, что же такое люстрация, кто использует эту популярную тему в своих интересах и к чему обычно приводит столь безбашенная охота на ведьм в условиях тотальной политической нестабильности.

 

Не хочется особенно глубоко вникать в этимологию вопроса. Любой дилетант, имеющий доступ к Интернету, за минуту организует вам ликбез о том, что люстрация происходит от латинского слова «lustratio» и означает обряд очищения младенца посредством жертвоприношений. Как правило, этот же политический всезнайка поведает, что люстрация – это успешнейший механизм очищения власти от взяточников, диктаторов и пособников античеловеческих режимов. В завершении он обязательно подчеркнет, что все беды Украины именно от того, что мы в свое время не прошли эту процедуру и теперь стране крайне важно наверстать упущенное.

 

Именно такие всезнайки, используя нехитрые приемы софистики, превратили тему люстрации в просто таки безумный тренд, пользующейся всецелой поддержкой населения. Конечно, наш народ власть испокон веков не любил, так почему бы не отправить кого-нибудь в мусорный бак или, чего лучше, за решетку, особо не вникая в тонкости судебного делопроизводства, принятого во всех цивилизованных странах мира. К чему ж время терять?

 

Правда, мало кто в Украине уделяет внимание историческим аналогиям, которые позволяют посмотреть на проблему люстрации с несколько другой стороны, скажем так, уже имеющейся практики, которая избавляет это латинское слово от столь прилипающих к нему пафосных характеристик.

 

То, что каждая последующая власть хочет задавить, а порой и уничтожить предыдущую – это аксиома политики. Вот только в развитых странах с устоявшейся правовой системой данное явление всегда нивелируется таким понятием как политическая конкуренция. Выиграл выборы – пожалуйста, властвуй, прошла каденция - отвечай за свои поступки перед избирателями и будь готов к нападкам конкурентов. Когда выиграть политическую борьбу в формате конкуренции не удается, в ход идут революции – большие и малые, бархатные и не очень, «цветные» и классические. И здесь у выигрышной стороны, как правило, начинает рвать крышу и желание просто победить сменяется желанием уничтожить, дабы исключить любую возможность оппонента получить реванш.

 

Взять хотя бы Октябрьскую революцию, похоронившую царизм. Естественно, красным нужно было укрепить власть и, что самое главное, оправдать колоссальные внутренние катаклизмы, ставшие следствием собственной революции, последствиями напрочь прогнившей царской системы. Проще говоря, найти внутреннего врага, своеобразного козла отпущения, пинанием которого можно отвлечь населения от объективных проблем. Критерии не столь важны. Чем проще, тем лучше. Так коммунисты оперативно люстрировали, как бы сейчас сказали, весь царский бюрократический аппарат и развязали просто дикие репрессии, вошедшие в историю как политика военного коммунизма. Суды-тройки, выяснение биографий у мелких чиновников, служба на царя как отягощающее обстоятельство преступлений – вот он, классический инструмент люстрации на заре становления коммунизма. Страдали бедолаги провинциальные чиновники, которые и царя-то только на картинках видели, но ничего не поделаешь – народ требовал вендетты.

 

Кровавый диктатор, как его любят называть наши современники, Иосиф Сталин тоже был большим почитателей люстрации. Чтобы очистить центральный аппарат партии от неугодных и переформатировать власть в стране, генералиссимус ввел интереснейший термин – «враг народа». Именно он и стал ключевым критерием в ходе проведения кровавых сталинских репрессий в 30-х годах. Тогда тоже кто-то постоянно чему-то мешал. Контра, оказывается, была и среди своих. Поэтому, кроме гражданских чисток с мотивом «для профилактики», Сталин смог за короткое время избавиться от политических конкурентов в виде Зиновьева, Каменева и Троцкого, что полностью раскрывает истинную суть той «народной люстрации».

 

Но у нас при обсуждении темы люстрации чаще всего любят ссылаться на якобы успешный опыт стран Восточной Европы, которые провели свое политическое очищении, освободившись от советского патронажа в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века. Там люстрация имела ярко выраженный антикоммунистический характер. В итоге были приняты абсолютно популистские законы, согласно которым все желающие поступить на государственную службу и кандидаты на парламентских выборах, прежде сотрудничавшие с коммунистическими спецслужбами, по сути, были отстранены от управления страной и ограничены в гражданских правах.

 

Польша по уши окунулась в правительственные скандалы – в коммунистическом прошлом заклеймили практически всех видных политиков, включая, например, Александра Квасневского, главного агитатора за люстрацию, который в свое время был активнейшим членом Польской объединенной рабочей партии. В итоге люстрация обернулась лицемерием, стукачеством и карьеризмом отдельных персонажей, которые, тщательно скрывая свое коммунистическое прошлое, громче всех взывали к тотальным репрессиям. Благодаря такой истерии, в Латвии, к примеру, люстрировали 118 тысяч (!) собственных граждан, которые имели неосторожность всю сознательную жизнь работать в социалистическом государстве.

Аналогичные процессы прошли и в Чехии, которые, правда, вскоре стихли, упершись в общественное разочарование после люстрации особо выдающихся деятелей культуры. Помогла ли люстрация Восточной Европе? Вопрос философский. Скорее, эти страны просто выпустили пар, переформатировав политическую элиту под нужды бенефициантов так называемых бархатных революций.

 

К чему может привести люстрация в Украине? Вряд ли к чему-то принципиально новому. Как видим, все примеры как на ладони. Другое дело, что критерий у нас особенный – люстрация всех пособников режима Виктора Януковича. Да и порядок уникальный: избираемые должности, оказывается, не подпадают под люстрацию. А о чем это говорит? О том, что все «столпы диктатуры» могут баллотироваться в парламент и даже идти в президенты, просто в правительство им нельзя. На практике это закончится тем, что политики топ-уровня прикроются депутатским мандатом, зато настоящая охота на ведьм ожидает какого-нибудь секретаря районной администрации, который работал при Януковиче.

 

Публичные политики все окажутся в новом парламенте. А те, что не окажутся, уже давно находятся за пределами Украины и любая люстрации им абсолютно до лампочки. Зато новая власть поразмахивает красной тряпкой перед одуревшей толпой, да и сами радикалы получат отличнейший повод погорланить на площадях. Под раздачу же попадет, грубо говоря, ваш сосед по лестничной клетке. А СМИ скажут, что именно такие как он и довели страну до ручки.

 

Виталий ФИЛИПОВСКИЙ