Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Возвращение к истокам

Возвращение к истокам

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство

 

Возвращение к истокам 

Добывать продукты можно не только в супермаркетах и на базарах. Во многих регионах люди заняты тем, чем жили их далекие предки. Одно из таких занятий – собирательство. По этому промыслу и многие местные традиционные ремесла. И речь не только о выживании. Прежде всего, о полноценной гармоничной жизни, в которой достаточно всего для тела, ума и души.

Издавна дикая природа была главным и помощником, и защитником, а главное – кормильцем человека. В доисторические времена он в первую очередь собирал разнообразные дары природы. Как говорили в старину, и в рот, и для заготовки «в год». Собирательство было, пожалуй, самым первым видом хозяйственной деятельности людей. Чтобы прокормить себя, они бродили по лесам, джунглям, степям, берегам морей и рек, болотам, горам и добывали дикорастущие плоды, ягоды, орехи, семена и зерна злаков, корни и корнеплоды, грибы, водоросли, мелких животных, насекомых, яйца птиц и пресмыкающихся, мед диких пчел. В хозяйстве большинства первобытных охотников и собирателей эти виды пищи были основой питания, часто более устойчивым и надежным источником пищи, чем продукты охоты или рыболовства.

Природные запасы с тех древних времен заметно оскудели. В связи с развитием производящих хозяйств поредели и ряды собирателей. Однако не везде. Еще остались на планете уголки, где природа изобильна и щедра, а собирательский опыт предков по-прежнему в цене у местных жителей. Как и всюду, их в основном кормят огородные плантации, сады, хлебные нивы, птичники, животноводческие фермы, но немалую роль наряду с производством продуктов питания (и, конечно, банальным приобретением их за деньги!) играет и «присвоение» даров природы.

Во время путешествия по Енисею встретился мне на пароходе старовер из поселка Индигино Корнелий Ромашев. Он с ноткой самодовольства признался:

– Вот еду с Норильска – продал десять бочонков грибков соленых. Гожий в этом году урожай и торговля бойкая. Сыны уже новые кади подготовили. А там и брусничка подоспеет. Все лесное нам в прибыток...

Почти в каждой енисейской деревне, где я останавливался, находились знатоки дикоросов. По берегам Енисея много почти незнакомой европейцам съедобной растительной всячины, которую собирают местные жители. Во время сплава по реке я не ломал голову над тем, чем заправить (моя бабушка говорила «задобрить») костровую кашу или юшку. Достаточно пристать к берегу и сорвать пучок дикого лука. Любая моя походная трапеза не обходится без этих жестковатых, но сочных зеленых перьев.

Жители европейской ойкумены чуть ли не с пеленок заняты исключительно добычей денег. Сибиряки не обделены благами цивилизации, молочные реки которой растеклись по всей планете. Они не теряют связь с дикой природой, которая охотно и щедро делится с человеком своими дарами. Мужчина-добытчик тут не только тот, кто хорошо зарабатывает, но и тот, кто на таежных огородах всегда найдет, что положить сразу в рот, а что сохранить про запас для семьи.

Мое бродяжничество по диким местам не обходится без сбора дикоросов. Ту же клюкву мне доводилось собирать и на Севере, и в Сибири, и в Полесье. Однако в полной мере технологию этого промысла, «пикантные» детали ее «спорой» добычи я постиг в Шатурском районе Подмосковья. Издавна здесь, в болотистых краях, люди кормились этим удивительным ягодным даром. Это был довольно существенный (нередко единственный) приработок в крестьянских семьях. «На клюкве» строили дома, покупали скот, инвентарь, даже машины.

Возвращение к истокам

 

Все то пригодится человеку, что в лесу растет и в поле коренится. В любое время года опытный собиратель найдет в природе поживу, сбор которой и довольствие, и в немалой степени удовольствие. Однако, как правило, пик собирательства в средней полосе приходится на сентябрь. Речь, прежде всего, о грибном сезоне. Собирание грибов недаром называют «тихой охотой». Определить, где какой гриб растет, найти в чаще нетронутое грибное место способен не каждый. Чтобы с полной корзинкой вернуться домой, не заблудиться в незнакомом лесу и не промокнуть под дождем, нужны навыки настоящего следопыта, охотничья сноровка и нюх. Лес не каждого принимает, не каждому открывает свои грибные тайны. «Счастливому по грибы ходить, а несчастному по лесу бродить», – говорят в народе.

Вообще грибники (как впрочем, и ягодники, травники, рыбаки и охотники) народ суеверный. И до похода в лес, и во время сбора грибов они подмечают все, что может повлиять на исход грибной охоты. Успех во время сбора грибов зависит от того, как войдешь в лес, какими будут твои первые шаги, какие слова произнесешь. Лес – это тот же храм. А в него, как известно, входят с поклоном и молитвой. Скажем, такой: «Я иду в лес, клещ, не лезь на лес, а змея, за угоду, полезай под колоду». Подобные заклинания раньше для грибников, сборщиков ягод были естественны и привычны. Чтобы успешнее находить грибы и ягоды, при входе в лес нужно воткнуть в шапку или платок маленькие веточки от трех различных деревьев, а в карман положить три разнородные травинки. Для грибника важно, сразу войдя в лес, найти гриб и бережно положить его в корзину.

 

Грибника петухи будят, а вот ягоднику можно не торопиться. Хозяйка вполне успевает и завтрак приготовить, и себя в порядок привести, прежде чем отправиться в лес. Ведь рано утром по ягоду не ходят, так как снимешь ее с росой – размякнет, раскиснет еще по дороге. В жару тоже не стоит спешить со сбором – обожженная, изнуренная солнцем ягода (особенно земляника) быстро портится, увядает. Если грибы еще надо поискать, то ягоды приходи и собирай, они растут буквально под ногами. Хоть туесок, хоть бидончик, хоть целое ведро. Конечно, это довольно однообразная и утомительная работа, но женщинам к ней не привыкать.

Раньше, в силу естественного разделения труда, собирательство было, как правило, занятием женщин и детей. Однако нередко требовалась и мужская сила. Скажем, при добывании дикого меда, за которым лазили на деревья и скалы. Тут уже без мужчин не обойтись. И среди ягодников немало добытчиков мужского пола. Особенно если речь идет об осеннем сборе клюквы и брусники, за которыми нужно побегать по дальним болотам. Однако, по-прежнему, приоритет тут за женщинами. Кстати, для них часто вылазки за ягодами (как и за грибами) дают возможность отвлечься от домашних суетных хлопот. А механическая, не особенно утомительная работа, успокаивает, отвлекает, действует как душевная терапия. С детьми, правда, сложнее. Нынче они к этому занятию не особенно охочи – «компьютерная» жизнь выглядит привлекательнее.

Возвращение к истокам

Но не только леса и степи щедро одаривают человека продуктами питания. Издавна человек находил спасительную поживу по берегам рек, озер, морей. Благодаря высоким вкусовым и питательным качествам, скажем, мидии и другие морские моллюски-«консервы» были для древнего человека распространенным, а в некоторых местностях едва ли не повседневным блюдом. На побережьях Черного и Азовского морей археологи до сих пор находят так называемые «раковинные кучи» – остатки трапез древних собирателей моллюсков. Среди кремневых орудий попадаются сверла-проколки, которые служили для вскрытия раковин.

Собирать можно не только дары природы. Нередко объектом вольного сборщика могут быть старые сады, заброшенные дачные участки, сельскохозяйственные угодья после уборки урожая. Путешествуя по Приазовью, я не удержался и где-то под Мелитополем, окрестности которого славятся черешней, забрался в сад. С ветки по ягодке, с деревца по горсти – так за полчаса и насытился. Еще с собой в кульке прихватил – будет по дороге чем развлечься. Уже подходил к велосипеду, который спрятал в густой траве, как из-за куста вынырнул сторож. Я напрягся, подготавливая оправдание. Но старик, заметив мое смущение, махнул рукой: «Не боись, друже, рви сколько хочешь. Урожай на днях весь оприходовали, еще голытьба наша сельская тут попаслась. Остальное птицы все равно поклюют…». Сколько раз вот так по пути мне приходилось пополнять запасы на брошенных после уборки урожая сельскохозяйственных угодьях. Капустные листья, мелкие помидоры, картошка, яблоки – осенние проселки щедро одаривали этим добром.

Наш сельский люд живет жадно, широко, с размахом. Однако часто самые загребущие руки не в состоянии собрать, упрятать от непогоды, сохранить все посаженное и посеянное. Для хозяина, который мыслит гектарами и тоннами, червивое яблоко, надрезанная картофелина, треснувший арбуз – никчемный продукт, отходы производства. Для путника-собирателя же это нередко спасительная находка. Впрочем, не только бродячий люд пользуется «бросовыми» плодами. У крымчан в ходу такое словечко как «шабловать». Жители опустевших после летнего и сентябрьского бархатного сезонов курортных городков в октябре «пасутся» на никем не охраняемых после уборки урожая виноградных плантациях. Для кого-то это развлечение, а для некоторых даже весьма доходный промысел.

...Поразительна стремительность, с каким прогресс шагает по нашим городам и весям. Однако случается, что он дает сбои и человек оказывается отброшенным на тысячи лет назад. Нет, он не превращается в примата, однако зачастую в поисках пищи вынужден прибегать к тем приемам, которые использовали для добычи пропитания далекие предки. Их опыт собирательства в нашем, увы, неустойчивом техногенном мире может быть востребован в любую минуту. Однако желание и умение находить среди природного растительного разнообразия пищевые дикоросы, сохранять их, должным образом обрабатывать и использовать, нужны не только человеку, оказавшемуся в шкуре Робинзона.

Памятны мне бабушкины вылазки в лес. Она была заядлой грибницей – из лесу без грибной добычи не возвращалась. Но когда соседка, увидев ее с берестяным кузовком, спрашивала: «Куда это ты, подруга, собралась?», она неизменно отвечала: «Пойду, по лесу прогуляюсь. Совсем огород заморил…». Бабушка точно знала, что, хоть на жарянку, да наберет грибов, но делала вид, что отправляется в лес совсем не за грибами, а просто прогуляться, отдохнуть от домашних забот. Подобное поведение собирателя в старину было своеобразным обереговым ритуалом с магической подоплекой, стремлением направить по ложному следу конкурента, недоброжелателя. Однако дело не только в сокрытии замысла. Ставя двойную цель, человек как бы подстраховывал себя на случай неудачи: если, скажем, не удастся отыскать грибов, то просто прогуляюсь, расслаблюсь, отдохну.

Возвращение к истокам

Именно эта «прогулочная» роль собирательства сегодня особенно важна для большинства горожан, находящихся в плену у комфорта. Привлекательность этой прогулки в том, что она, во-первых, доступна для всех возрастов, сословий и чинов, а, во-вторых, представляет собой не просто бездельное шатание, а как бы совершается со смыслом, имеет зримую цель, нацелена на конкретный результат. Ходьба может быть неторопливой, когда бредешь по проселку, высматривая на обочине грибки, медленно ступаешь по мху, вдыхая сосновые запахи, или пробираешься по болоту. Ну, а хочешь напряга, экстрима, физической тренировки, можно на велосипеде рвануть километров за двадцать-тридцать – в заповедные места. Не важно – окажутся ли они сказочно грибными или одарят богатыми ягодниками, но встряхнешься основательно.

Как у каждого ремесла, промысла, даже просто занятия, которым увлечен человек в свободное от основной работы время, у собирательства есть свои особенности, секреты, технологические тонкости, которые нужно постоянно держать в памяти. Для сборщика очень важна добротная экипировка. Чтоб не поддувало, не капало за ворот, не промокало, не терло, не цеплялось за кусты. Простая, неброская, удобная, надежная одежка (для каждого сезона своя) отличает опытного следопыта-собирателя от новичка. Особенно докучает сборщику (не так грибнику, который много двигается, как ягоднику при его «сидячей» работе) в наших лесах гнус. От него спасает плотная (но пропускающая воздух) тканевая защита всего тела – от пят до головы. Жарковато и душновато, тут уж ничего не поделаешь – наша кровушка для гнусного племени тоже объект собирательства. Можно воспользоваться различными накомарниками, в продаже появились даже рубашки, скроенные из мелкой сетки. В этом одеянии я себя довольно комфортно чувствовал в Сибири во время сплава по Енисею. Довольно эффективная защита даже от мошки. Плюс, конечно, различные мази и кремы.

Отдельная тема – обувь. Конечно, выбраться в ближайшую рощу за грибками или пройтись по лесной опушке, собирая земляничку, можно и в кроссовках, однако, если вы серьезный сборщик и время от времени предпринимаете дальние походы за дарами природы, не обойтись без сапог. Особенно, если речь идет о болотистой местности. На поиски той же клюквы я отправляюсь исключительно в сапогах-болотниках. Их отвороты спасали, когда приходилось проваливаться в топь чуть ли не по пояс или в процессе сбора ягоды ползать по сырому мху на коленях.

Как и в старину, инструментарий собирателя весьма прост – это все та же пресловутая палка-копалка, рогулька, нож. Ягодники для сбора черники, брусники нередко используют специальные «гребенки» и скребки (их в народе шутливо называют «комбайнами»). В зависимости от объекта сбора в ходу и специфические орудия труда. Для срезывания вешенок, которые нередко росли на сухих осокорях чуть ли не на высоте второго этажа, я нередко к длинному шесту привязывал нож. Думаю, для этих целей вполне подошел бы серп или даже коса. В сибирской тайге мне встречались добытчики кедрового ореха с огромными деревянными молотами-«билами», которыми ударяли по стволам, стряхивая шишки.

Отдельная забота о таре, которая, как говорят в народе, часто бывает дороже товара. Самые популярные и надежные емкости для грибов – корзины из ивовых прутьев, плетенки из бересты. В корзинах можно делать перегородки для разных видов грибов и вещей, просовывая в щели ветки. Они, кстати, прижимают к стенкам бутылки с водой, не давая заваливаться им и сминать грибы. И для ягод лучшей тары, чем корзина не найти.

По промыслу – и ремесло, по собирательству – и другие занятия человека. Хотя бы забота о природных плантациях. Охрана дикой природы, островки которой с каждым годом становятся все меньше, это и охрана даров природы, которые продолжают кормить и радовать людей. Кстати, об этом человек задумывался еще с первых «собирательских» шагов по планете. Например, некоторые племена поджигали траву перед наступлением дождливого сезона, чтобы вызвать затем более обильный ее рост, проводили искусственное орошение дикорастущих растений, прокладывали тропы к наиболее добычливым местам. Аборигены Австралии и других континентов умели ухаживать за дикорастущими растениями и даже пытались высаживать некоторые из них. Им были известны примитивные приемы ирригации, сооружение оросительных плотин и искусственных водоемов, предотвращающих пересыхание почвы в засушливое время года.

Помимо самого процесса собирания в цепочке забот собирателя и приемы обработки добытого, его сохранение, приготовление различных блюд. Ныне многое из этого опыта забыто. А зря. Среди, скажем, кулинарных старинных рецептов времен (не таких, кстати, и древних) «собирательной» активности человека есть множество таких, которыми могут воспользоваться с немалой пользой для кошелька и здоровья и современные хозяйки. Мой поход в лес нередко вечером заканчивается придумыванием нового блюда. Недавно, например, додумался сотворить из грибов шницели. Отварил шляпки сыроежек (покипели буквально несколько минут), обвалял их в яйце, добавил муки и на сковороду. Сосед, которого я угостил, до сих пор уверен, что это были мясные биточки. Эти и многие другие блюда, добытые собирателями, – кулинарная классика деревенского обихода в старину, своеобразный символ его гостевых ритуалов, простой, вольготной и здравой жизни на природе. Может, стоит об этом хоть изредка вспоминать?

 

Врезки

В связи с развитием производящих хозяйств поредели и ряды собирателей. Однако не везде. Еще остались на планете уголки, где природа изобильна и щедра, а собирательский опыт предков по-прежнему в цене у местных жителей.

 

Как у каждого ремесла, промысла у собирательства есть свои особенности, секреты, технологические тонкости, которые нужно постоянно держать в памяти.

 

 

Владимир СУПРУНЕНКО