Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Активный бег на месте

Активный бег на месте

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Активный бег на месте 

Любая система образования отражает список приоритетов государства, поскольку предмет приложения его усилий – будущее, точнее говоря, человеческий капитал, который его формирует. Именно потому канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил, что «тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Образование формирует базу под целые поколения и, следовательно, определяет возможности страны на длительную перспективу.

 

Как и многие государственные институты в Украине, система образования превратилась в «машину, молотящую воздух». То есть она воспроизводит человеческую пустоту посредством повторения устаревших педагогических практик СССР, которые были немного модернизированы в идеологической плоскости, чтобы вкладывать в молодые умы не подкрашенную оптимистичными красками историю КПСС, а теперь уже не менее далекие от реальности мифологемы независимой Украины.

 

В итоге мы имеем систему, которая: а) немного системная; б) немного образовательная; в) немного карательная; г) совсем чуть-чуть перспективная. Немногочисленные островки науки сохранили свой потенциал, скорее, вопреки государственной политике, чем благодаря ней. Это неудивительно, потому что на протяжении последних 23-х лет правящая элита занималась чем угодно, но только не перспективами государства. Четко выраженная утилизационная мотивация выразилась в формировании специфической системы украинской государственности, которая была направлена на то, чтобы через контроль над теми или иными институтами осуществлялось легализированное перераспределение бюджетных потоков, на которых сколотила гигантские состояния украинская олигархия.

 

Образовательная система не осталась в стороне, и блестяще выполняет функцию «пылесоса», со свистом высасывающего из бюджета деньги, которые дальше распределяются по властной иерархии. То есть образование в Украине заточено на две функции: выкачку денег из бюджета и выкачку денег из потребителей образования, т.е. из родителей учеников и студентов. Таким образом, ключевой задачей нашей системы образования является не предоставление знаний, которые потом конвертируются в эффективный топ-менеджмент, рост экономики, научные открытия и технологические инновации, а заработок денег по принципу «завтра хоть потоп».

 

У нас постоянно любят повторять два мифа. Первый: в Украине не финансируют науку. Второй: наша наука хорошая, а то, что она ничего не делает, это потому, что ей мало дают денег. А вот официальные данные. В этом году из госбюджета Украины было бессмысленно истрачено более трех миллиардов гривен на Национальную академию наук Украины с ее многочисленными подразделениями. Вопрос: а кто-то может сказать, какие прорывные технологии, какие научные достижения мы получили? Наконец, сколько наших ученых получили Нобелевскую премию за 23 года? Очевидно, что ответить на эти вопросы нечего, поскольку мало кто из нас слышал о каких-либо достижениях отечественной науки.

 

Зато ректоры вузов регулярно попадают в коррупционные скандалы. Оно и неудивительно, ведь украинское общество уже давно разделилось на сословия, которые воспроизводят себя через свои институты. Сословия, имеющие больший доступ к ресурсам, стараются воспроизвести себя через профильные университеты, институты, ставшие золотым дном для их менеджеров. Следствием стало резкое падение уровня и качества образования. Ключевая проблема заключается в том, что образованность человека перестала быть мерилом успеха. Для движения вверх по иерархической лестнице сегодня нужен не талант, а принадлежность к тому или иному сословию, наличие связей, родственников или, наконец, деньги. А образованность при этом стала формальным критерием, который часто достигается с помощью покупки дипломов. В итоге мы имеем золотую «талантливую молодежь» – занимающих высокие посты некомпетентных отпрысков «достойных родителей».

 

Свержение Виктора Януковича в феврале 2014 года встряхнуло госаппарат, но ненадолго. Перемены, о которых долго говорили, оказались очередной волной имитационных фрикций. И Министерство образования и науки не стало исключением. Его нынешний глава Сергей Квит пришел на свою должность из Киево-Могилянской академии. Нового министра рассматривали в качестве нового лица из общественного сектора, которое должно было внести драйв в разваливающуюся государственную машину. Но чуда не произошло. Кавалерийский наскок общественников на систему закончился предсказуемым провалом реформ, которые сначала громко анонсировали, но затем, как обычно, спустили на тормозах.

 

Почему так происходит? Потому что реформы всегда были коллективной формой действия. Аппарат слишком обширен и укоренен, чтобы его можно было сдвинуть с места кавалерийским наскоком. Многие назначения связаны с интересами мощных групп влияния, поэтому министр без сильных связей во власти обречен на заклание. Министерству нужны люди профессиональные и авторитетные для системы образования. Квит, увы, таковым не является. Поэтому действующий глава Минобразования выглядит одиночкой, оказавшимся не готовым к масштабу вызова. В конечном итоге Квит стал придерживаться той же тактики, что и его предшественники, которые говорили о переменах, ничего не меняя, и просто плыли по течению.

 

Очевидно, что реальные перемены начнутся только тогда, когда руководство страны начнет воспринимать образовательную сферу исходя из своего видения будущего страны. А для этого во власти должны появиться люди, способные в принципе думать на перспективу и формировать задачи для государственной бюрократии. Учитывая бурные события в Украине, это произойдет не в таком уж и отдаленном будущем. А пока что мы будем наблюдать агонию «постсоветской освиты». Она вот-вот испустит дух вместе со Второй украинской республикой. Учитывая состояние больных, не будем горевать по почти усопшим.

КОМЕНТАРІ (1)
Jack 14 грудня 2014 16:35
"Грамота фраеру вредна".
Нет ни одной причины, по которой правящему олигархату Украины (все майданы ничего не изменили) было бы необходимо тратиться на образование "плебса".
Он (олигархат) рассуждает примерно так: у кого есть деньги, тот образование купит.
И таким образом вольётся в наши ряды. Наши дети должны быть и будут на ключевых постах, остальные должны быть быдлом. Которым легче управлять, когда оно некультурно и малограмотно. 
          1