Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Трансформация пенсионных систем: мировой опыт

Трансформация пенсионных систем: мировой опыт

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Трансформация пенсионных систем: мировой опыт

Готовы ли вы работать до глубокой старости? Во многих развитых странах для людей, родившихся в 1980-90-х годах, эта перспектива вполне реальна. В мире рушатся мощнейшие накопительные пенсионные системы, например, в Великобритании, где планируют поднять пенсионный возраст до 70 лет.


Время показало, что частные накопления не решают проблемы с пенсионным обеспечением. Да и распределительные пенсионные системы, когда работающие содержат пожилых людей, давно трещат по швам в развитых странах. Более того, становится все очевиднее, что накопительные системы принесли с собой новые проблемы, которые, соединяясь с проблемами распределительной системы, образуют гремучую смесь.


По данным исследовательской группы Employee Benefit Research Institute, в Америке дефицит пенсионных обязательств перед так называемым поколением X (люди, родившиеся в 1960–1980-е) составляет 4,3 трлн. долларов – даже с учетом накоплений этих граждан и системы соцобеспечения. А для поколения «миллениум» (родившиеся в 1990–2000-е) перспектива получения пенсии и вовсе может оказаться туманной.


В данной публикации предлагаем подробно рассмотреть пенсионные системы США, Великобритании и стран Восточной Европы.

 

 

Либо налоги больше, либо пенсии меньше


В США многие будущие пенсионеры лишились значительной части своих накоплений в результате кризиса 2008 года – и тогда же начались дискуссии о том, что накопительная система в принципе неоправдывает себя.


Граждане США становятся пенсионерами только в 65–67 лет. Фактически текущий пенсионный возраст – 67, он действует для тех, кто родился после 1959 года. Аналог украинского Пенсионного фонда в США – программа OASDI, 84% которой финансируется за счет налоговых поступлений от работников и работодателей; 14% – за счет дохода, полученного от инвестирования резервов фонда (в основном в гособлигации США), а 2% – за счет налогов от получателей социальных пенсий с высоким уровнем дохода. OASDI не предполагает наличия индивидуальных для каждого работника счетов, все получаемые средства складываются в единый котел, из которого выплачиваются пенсии текущим пенсионерам. Таким образом, формируется государственная пенсия, аналогичная нашей пенсии по старости.


В OASDI уже наблюдается рост дефицита. И США со временем все тяжелее будет финансировать систему государственных пенсий – виной низкий прирост населения. Если в 2010–2015 годах рождаемость составляет примерно 0,9% в год, то к 2050-му она уменьшится вдвое. К этому добавляется старение населения. Соответственно, соотношение работающих к пенсионерам будет снижаться. А потом – число работников, которые своими взносами пополняют OASDI. Сейчас американским правительством разработаны три сценария будущего OASDI, и два из них предполагают исчерпание средств. Согласно последним сценариям, резервы фонда будут расти до 2020 года, после чего начнут снижаться и в 2033 году исчерпаются. Более того, поступающие средства позволят выплатить всего 77% запланированных денег.

 

Более оптимистический сценарий предполагает, что средства фонда исчерпаны не будут. Для этого необходим целый ряд условий: повышение уровня рождаемости, высокие доходы, более высокая реальная процентная ставка, а также низкий уровень безработицы. Но самое главное – для того чтобы резервов OASDI хватило хотя бы на ближайшие 75 лет, необходимо увеличить его доходы на сумму, эквивалентную повышению налога на фонд заработной платы на 2,83% – до 15,23%. Или уменьшить суммы выплат на 17,4% уже существующим и будущим получателям пенсии. А тем, кто будет выходить на пенсию начиная с 2014 года, также снизить выплаты на 20,8%. И то и другое крайне неприятно для экономики и граждан.


Как видим, понятна ловушка, в которую угодила американская пенсионная система, а с ней и американское правительство, которому так или иначе придется решать связанные с этим проблемы.


 

Деньги кончились, а ты еще живой

Текущий возраст выхода на пенсию в Великобритании составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. К октябрю 2020-го, согласно Пенсионному акту 2011 года, пенсионный возраст достигнет 66 лет для обоих полов.


Вообще, пенсионная система Великобритании включает три уровня. Первый базовый – обязательный и обеспечивается через ежемесячные взносы в государственный страховой фонд по принципу солидарности поколений. Второй – тоже обязательный, но предусматривает перевод гражданина на схему частного обеспечения по его усмотрению. Третий уровень обеспечи­вается из частных источников и не является обязательным. Таким образом, гражданин, начиная со второго уровня, получает контроль над тем, как накапливается его пенсионный капитал.


В апреле 2016 года начнет действовать новый закон о создании новой государственной одноступенчатой пенсионной системы, которая фактически представляет собой расширенную версию первой базовой государственной пенсии. Вторичная – будет упразднена, вместо нее создается единая схема, основанная на перераспределении доходов через принцип солидарности поколений. Стаж выплат, необходимый для получения полной новой государственной пенсии, возрастет по сравнению с текущими правилами и составит 35 лет вместо прежних 30.


Кроме этого с апреля 2015 года все граждане в любое время смогут полностью извлечь накопленную пенсию.


По словам министра пенсионного обеспечения Великобритании Стива Вебба, реформа поможет гражданам более уверенно распоряжаться собственными пенсионными накоплениями и управлять своими доходами, что обеспечит более крупные суммы на частных пенсионных счетах.


Однако конечный результат реформы может оказаться вовсе не таким, на какой рассчитывает британское правительство. Самые жаркие споры ведутся вокруг того, что пересилит – желание британцев накопить побольше или соблазн потратить все свои пенсионные накопления после снятия ограничений. Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) высказалась весьма определенно. По их мнению, будущие пенсионеры недальновидны и недостаточно финансово грамотны, чтобы с выгодой для себя распорядиться дарованной им свободой, а реформа приведет к тому, что «люди будут жить дольше своих накоплений».


 

Не справились

Кризис, начавшийся в 2008 году, слишком сильно ударил по экономике восточноевропейских стран – им пришлось думать в первую очередь о том, как удержать под контролем дефицит бюджета и растущие долги. И пенсионные накопления оказались удобным источником средств, которым решено было пожертвовать.


Средства пенсионных накоплений использовались для решения неотложных задач, в том числе для социальной поддержки. В Польше правительство поживилось 50 миллиардами евро, и дефицит бюджета в 4,8 процента в 2013-м обернулся ожидаемым профицитом в 2014-м. В Венгрии объем национализации составил 13 млрд. евро, сократив госдолг с 83% до 77% от ВВП. Реакция рынков также была типичной: шок, неприятие, временная просадка, сменившиеся ростом.


Дело в том, что введение накопительного компонента в обязательную пенсионную систему всегда оборачивается потерями для распределительной системы, ведь часть взносов начинает поступать на индивидуальные счета будущих пенсионеров, а не на выплату текущих пенсий. Преимущества же накопительной составляющей становятся очевидны лишь через несколько десятков лет после его запуска. Но страны Восточной Европы не могли позволить себе ждать: например, в Польше из-за накопительного компонента дефицит государственной системы соцобеспечения составил 2% ВВП.


Такие системы оказались очень дорогими в администрировании, доходности – во многом из-за сопутствующих кризисов и консервативности вложений.


Вообще, польский опыт – один из самых драматических среди стран ЕС. В конце 2013 года в Варшаве приняли решение, согласно которому негосударственные пенсионные фонды были обязаны передать в государствен­ный 52% активов, вложенных в гособлигации. Те, кому осталось до пенсии меньше десяти лет, должны были перевести свои накопления из частных фондов в государственный пенсионный фонд, а остальным пришлось заново сделать выбор: остаются они в обязательной системе или выбирают комбинацию государственной и добровольной накопительной пенсии. Выбор в пользу обязательной системы сделали всего 2,5 млн. граждан. Интересно, что польский рынок акций отреагировал на демонтаж накопительного компонента ростом, хотя именно польские пенсионные фонды поддерживали рост Варшавской биржи. Пока акции польских частных пенсионных фондов не изымают, но всему свое время.


Однако проблемы распределительной пенсионной системы в Восточной Европе никуда не делись – они общие для всего мира. Нагрузка на работающих здесь неизбежно будет расти. Как в условиях демонтажа накопительных систем небогатые страны будут обеспечивать своих пенсионеров? Похоже, об этом сейчас стараются не думать. Так, в Чехии, которая вообще отказалась от обязательных пенсионных накоплений, уже сейчас налог на заработную плату для финансирования системы государственного соцобеспечения составляет 28%. Понятно, что резервы для повышения налоговых отчислений на содержание пенсионеров очень невелики.


На фоне сокращения численности работающих пенсионным системам придется несладко, полагают эксперты. Финансирование социальных программ будет занимать все больший удельный вес в бюджетах, а число их пользователей будет расти, что означает неизбежное сокращение поддержки в пересчете на каждого. Некоторые, впрочем, уже начали готовиться заранее: например, в Польше разрабатывается закон о постепенном повышении пенсионного возраста – до 67 лет для мужчин и женщин.

 
 
 
 

Евгений ОБУХОВ