Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Неопровержимая истина

Неопровержимая истина

Категорія: Позиція » Статті » Головна тема
Неопровержимая истина

«25 декабря по новому стилю, т.е. в первый день после зимнего солнцестояния, когда продолжительность суток начинает возрастать, а не убывать», – утверждают одни. «Да, действительно, 25 декабря, только по старому стилю, т.е. 7 января по новому», – возражают им другие. Кто из них прав?

 

Ни Евангелия (канонические и апокрифические), ни Деяния апостолов, ни Послания апостолов к их ученикам, ни предания святых отцов Церкви, ни труды ее историков не называют дату появления на свет Богомладенца Иисуса, тогда как день Крестных страданий Спасителя мы знаем с абсолютной точностью. Это пятница 14-го числа весеннего месяца нисана. Более того, путем скрупулезных вычислений ряд ученых пришли к выводу, что 16-е нисана – день явления Распятого Учителя женам-мироносицам – приходится, по современной датировке, на 9 апреля 30 года н.э.

 

Почему евангелисты не открыли нам точные число и месяц рождения Мессии? Казалось бы, ну что им стоило? Или же они этого и сами не знали? Скорее всего, знали, однако не сочли нужным акцентировать внимание на данном обстоятельстве. Дело в том, что, в отличие от язычников, древние иудеи не имели обычая отмечать, тем более праздновать чьи-либо дни рождения.

 

Как следствие, традиция празднования Рождества Сына Божия в христианских общинах тогдашней Ойкумены фиксируется в исторических источниках лишь с середины IV века н.э., да и то не в Иерусалиме, а в полуязыческой тогда еще Западной Европе.

 

В приложении к сочинениям Киприана, появившемся в 243 г. на Западе, сказано, что Спаситель родился 28 марта, между тем как праздник Рождества Христова Западная Церковь относила к 25 декабря… Твердую дату за празднованием Рождества Христова, хотя и в связи с Богоявлением, заимствуют из одной речи папы Либерия, произнесенной им… в 353 г. Однако можно думать, что уже в 354 г. Рождество Христово праздновалось в Риме отдельно от Богоявления.

 

После того как в период с 313-го (Миланский эдикт о веротерпимости) по 325-й (Первый Вселенский собор в Никее) годы при цезаре Константине Великом христианство стало фактически государственной религией Римской империи, власть (церковная и светская) ощутила необходимость адаптировать к новой доминирующей вере чрезвычайно стойкие и популярные языческие обряды древнего Рима, выпадавшие на середину зимы (через несколько веков с аналогичной проблемой столкнутся Великие князья Киевские и всея Руси, начиная с равноапостольного Владимира Святославича). Тот же праздник сатурналий, проводимый начиная с 17 декабря, был временем безудержного веселья и обмена подарками (как у нас теперь от Нового до «старого» Нового года). А 25 декабря считалось днем рождения иранского по своему происхождению культового в империи «бога Митры». Посему более подходящей и логичной даты празднования Рождества Христова, нежели 25 декабря, которое уже полюбилось широким народным массам как день рождения «солнца праведности» Митры, придумать было сложно.

 

 

 

Похоже на то, что, по неисповедимому Промыслу Божию, древние иерархи Римской Церкви, утвердившие 25 декабря как праздник Рождества Христова, попали в самую точку. Ибо с 19 по 23 декабря по н.ст. испокон веков происходит т.н. «зимнее солнцестояние», в ходе которого в Северном полушарии нашей планеты длина светового дня не только минимальна, но и в нашем с вами восприятии практически неизменна.

 

Если же посмотреть на сей календарно-астрономический феномен сквозь мистическую призму, то имеем основания согласиться с выводами ряда мыслителей, которые утверждают: «Отправляя на Землю своего Единородного Сына, Бог-Отец воистину знал все тайны вращения нашей планеты вокруг светила, поэтому фактическое новолетие всегда совпадает с Рождеством Иисуса Христа». Другой даты, скорее всего, просто быть не может: коль скоро вторая ипостась Пресвятой Троицы – это Бог-Слово (Логос), то и в сотворенном Им космосе все должно быть абсолютно логичным.

 

Но если так, то почему же тогда верные чада Иерусалимской, Грузинской, Русской и Сербской поместных Православных Церквей, а также монастыри Святой Горы Афон упорно держатся 7 января (25 декабря, но по старому стилю) как единственно правильной даты празднования Рождества Христова? Ведь за эти 13 суток календарной разницы Солнце уже хорошо (на несколько минут прибавки светового дня!) приблизилось к весне. А с 1 марта 2100 года разница между новым стилем и старым, между григорианским и юлианским календарями вообще достигнет 14 дней, и наши потомки, которым предстоит жить в XXII веке, будут отмечать т.н. «православное Рождество» уже не 7-го, а 8-го января («католическое Рождество» тоже так называемое, ибо на самом-то деле оно для всех одно). В принципе возможен совершенно абсурдный, казалось бы, вариант, при котором несгибаемые ортодоксы станут праздновать Рождество Христово в середине лета. Или же в Пасхальный день, четко «привязанный» к весеннему равноденствию и первому полнолунию после оного, а потому и не могущий «убежать» дальше предельной черты (5 мая по н.с.).

 

Неужто православные традиционалисты не видят этой неотменимой и вроде бы неприятной особенности своего церковного календаря? А если видят, то почему не перейдут на григорианский (точнее, новоюлианский), принятый с некоторых пор и в ряде Поместных Церквей? Ведь в григорианском (новом) стиле, по которому мы живем, даты исторических событий и праздников не «скачут» вперед каждые 128 лет.

На самом деле они не хуже нас с вами понимают: если у старого стиля всего одна проблема, то у нового их превеликое множество, о чем написаны тонны книг. С точки зрения незыблемых церковных канонов, святую Пасху нельзя праздновать раньше иудейской или в один день с иудеями. За нарушение данного запрета виновный «да будет извержен от священного чина», идет ли речь о диаконе, иерее или архиерее. Католики же, согласно их реформированному в 1582 году церковному календарю (при папе Григории XIII, отсюда и название), отмечали Пасху вместе с евреями в 1805, 1825, 1903, 1927 и 1981 годах, прежде евреев – в 1864, 1872, 1883 и 1891 годах. Причем такие однозначно еретические казусы будут повторяться и впредь.

 

Почему истинно православные люди не считают свой календарь ошибочным? Исчерпывающий ответ можно найти как трудах святых отцов, так и в статьях светских публицистов. Вот лишь одна из цитат: «За 46 тысяч лет церковные праздники проходят по всем временам года, освящая весь годовой круг светом Пасхи. Это движение праздничных дней сообщает православным праздникам поистине вселенский характер, поскольку в равном положении оказываются христиане Северного и Южного полушарий (не говоря уже о жителях орбитальных космических станций). Начинается Пасха весной в Иерусалиме и обходит весь солнечный год, возвращаясь снова к иерусалимской весне через 46 тысяч лет. Это подобно тому, как пасхальное благовестие, воссияв в Иерусалиме, обошло всю вселенную. Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили… Оправдание иудейское скупо было из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные»…

 


Сергей ГРИГОРЬЕВ