Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Ищем смысл в реформах

Ищем смысл в реформах

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
Ищем смысл в реформах

В конце октября Министерство образования и науки Украины опубликовало «Концепцию развития образования Украины на период 2015–2025 годов». С ней можно ознакомиться на сайте Минобразования (mon.gov.ua).

 

 

Авторы предлагают уйти от принципа содержания учебных заведений государством и начать формировать их бюджеты, исходя из численности желающих в них учиться. Также хотят привлекать к финансированию образования частных инвесторов. Законодательные условия для этого планируют создать до конца 2017 года. Предпринимателям обещают налоговые льготы, специальные программы кредитования и упрощенную процедуру получения разрешения на землю. При этом учебным заведениям рекомендуется дать полную свободу распоряжаться своими финансами.

 

 

Предлагаем наиболее интересные предложения, которые могут изменить отечественную сферу образования в ближайшем будущем.

 

 

 

В школе

Начальная школа будет функционировать при любом количестве учеников, базовая – при наличии не менее ста, а старшая – при наличии не менее двухсот учащихся. Последуетсоответствующее сокращение штата учителей. По мнению авторов реформирования, прежде всего, надо закрывать сельские школы, где на 10–15 детей приходится столько же учителей и вдвое больше других сотрудников: поваров, уборщиков и т.д. По планам, это приведет к закрытию более четырехсот детских садов и школ, увольнению 11% учителей. При этом уволенных учителей, как и школьников, будут переводить в крупные районные школы. Само собой, что в таком случае местная власть должна обеспечить детям и взрослым ежедневный транспорт туда и обратно.

 

 

Но самое главное изменение для школьников – возвращение к 12-летнему обучению в рамках приведения отечественного образования в соответствие с европейскими нормами. Стоит напомнить, что двенадцатилетка уже была в 2002 году введена в Украине. Летом 2010 года, когда руководителем Минобразования стал Дмитрий Табачник, было возвращено одиннадцатилетнее образование.

 

 

Теперь, как объяснил министр образования Украины Сергей Квит, это будет не та растянутая учебными программами двенадцатилетка, которая была в Украине в 2002–2010 гг. Теперь планируется переход к профильному образованию. Так, в старших классах (11–12 классы) ученики будут проходить не около 20 общеобразовательных предметов, как сегодняшние старшеклассники, а всего 8–10 профильных (точные, гуманитарные или естественные науки). В разных школах обучение будет проходить по различным профилям, и после 10 класса школьники смогут менять школу, выбирая интересующий профиль подготовки.

 

 

По поводу предложенной Минфином идеи уменьшить срок обязательного обучения в общеобразовательных школах с 11 до 9 лет, Сергей Квит выступил против: «Введение 9-летней системы среднего образования в Украине – это недопустимо. Мы просто не рассматриваем серьезно предложение о таком сроке образования», – заявил министр образования Украины.

 

 

 

В ПТУ

Что касается профессионального образования, то в нем будет два уровня: квалифицированный рабочий и младший специалист (мастер, организатор производства). Кроме того, должны быть разработаны региональные программы развития профтехобразования при участии работодателей, которые будут опираться на реальную потребность в специалистах с учетом перспектив развития регионов.

 

 

 

Нулевой курс

Подготовительные курсы для поступающих, существующие при университетах сегодня, получат статус нулевого курса. Это предполагает частичное бюджетное финансирование учащихся на этом курсе, а также какую-то систему зачисления на бесплатную подготовку.

 

 

Данная норма перекликается со следующим нововведением, в результате которого льготным категориям абитуриентов помогут подтянуть знания перед поступлением за государственный счет, поскольку внеконкурсное поступление отменят. Нулевой курс появится для тех, кому после получения среднего образования (которое, напомним, будет профильным) нужно переучиться на новую специализацию.

 

 

По поводу нулевого курса мнения разделились. «Плюс этой концепции в том, что она будет уравнивать доступ к получению высшего образования, – отмечает эксперт Центра исследования общества Егор Стадный. – Мы видим по результатам ВНО, что поступают чаще те дети, которые могут позволить себе заниматься с репетиторами. Теперь же, с появлением бюджетного нулевого курса, больше учеников смогут подтянуть свои знания перед тестами. Плюсом является и сокращение бакалаврата до трех лет. Это европейская практика. Наш же бакалаврат содержит значительную часть знаний, которые должна покрывать школьная программа, это касается общеобразовательных предметов. Проблема в том, что университеты не доверяют школам и предпочитают переучивать студентов. Это приводит к тому, что бакалаврские программы у нас перенасыщены. Внимание студента рассеивается, да и профильная составляющая не столь ярко выражена, как хотелось бы».

 

 

А вот директор УЦОКО Игорь Ликарчук считает, что введение нулевого курса лишь закрепит практику и мнение, что школа не справляется со своим прямым назначением – подготовкой к поступлению в институт. И получится, что на сглаживание ошибок школ выделяются дополнительные средства из бюджета.

 

 

 

Специальностей – по-минимуму

С 2016 года обещают ввести в действие сокращенный список направлений вузовской подготовки. Сейчас их около 400, а будет 60–80. Сокращения произойдут за счет дублирующих специальностей с нюансами в специализациях. «Особенно это касается технических специальностей, где слишком широкий «ассортимент», в котором путаются и абитуриенты, и впоследствии работодатели», – отмечает первый замминистра образования Украины Инна Совсун.

 

 

Ищем смысл в реформах

 

 

Хочется верить, что параллельно в МОН плотно займутся и развитием отечественной терминологии. В проекте концепции бросаются в глаза английские слова, вставленные для пояснения тех или иных понятий, а то и просто ввиду отсутствия внятного перевода: «национальный сurriculum», «home visits», «center-based» и «home-based»…

 

 

 

 

Наталья ЕЛИСЕЕВА