Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Зачем Украине нужна децентрализация?

Зачем Украине нужна децентрализация?

Категорія: Позиція » Статті » Політика

Зачем Украине нужна децентрализация?

В прошлом номере ПОЗИЦИЯ спросила у известных экспертов их мнение: «Зачем Украине нужна децентрализация?». Тема нашла широкий отклик, как у политиков, так и политологов.

 

 

Одни считают, что децентрализация нужна для того, чтобы Украина стала эффективным государством, а местное население могло выбирать авторитетную местную власть с реальными полномочиями, достаточными ресурсами и ответственностью. Другие придерживаются мнения, что во время кризиса нужны стабильные субвенции из Киева, чтобы регионы могли не только выживать, но и развиваться.

 

 

1. Можно ли считать вступление в силу закона о повышении бюджетной и финансовой самостоятельности местных властей реальным механизмом децентрализации власти в Украине?

 

 

2. Насколько выиграет украинская глубинка от введения в действие этого закона? Или, наоборот, проиграет?

 

 

3.А своевременно ли вообще в период такого всеобъемлющего кризиса заниматься децентрализацией? Может быть, стоит укрепить единоначалие? И не хочет ли нынешняя власть таким образом уйти от ответственности, переложив ее на плечи регионов страны?

 

 

 

Директор Запорожского культурного центра «Хортица» Валерий Козырев:

1. Однозначно, нет. Ни о какой децентрализации не может идти речи! Риторика тем самоуправления и децентрализации, регионализации (хотя в последнее время говорить о регионализации или даже федерации уже не принято в силу определенных событий) практически исчезла. Эти вопросы «заговорились», поскольку на центральном ТВ обсуждаются только события АТО, а также подписание внешнеэкономических договоров, многостраничное коалиционное соглашение...

Но все идет к тому, что весной у власти просто не будет иного выбора, как вынести вопрос о децентрализации на наивысший уровень обсуждения.

 

 

Может, диалог власти с населением снова возникнет в связи с принятием закона о выборах в местные советы. Также на слуху вопрос о перевыборах в органы местного самоуправления. Насколько известно, набирает обороты программа нынешней власти о выходе Украины из кризиса. Однако даже на примерах двух конфликтных регионов – Луганской и Донецкой областей – видно, что власть не предоставляет им преференций.

 

 

2. Выиграть глубинка не может. Власть просто пытается переложить всю финансовую ответственность на плечи регионов. Хотя с отчислением налогов и сейчас ситуация тяжелая. Отчисления в бюджет пусть и собираются на местах, но не в тех объемах, что раньше. Предприниматели находят относительно законные схемы снижения налоговой нагрузки на свое предприятие.

 

 

3. Мой третий ответ противоречит первым двум. Во время кризиса однозначно нужно единоналичие! Мы уходим от византийщины, императорщины, от сингапурских и других опытов, чем так гордятся наши политики, «рубя головы» ближайшим друзьям. Если идем в Евросоюз, то необходимо придерживаться демократических принципов. А мировой опыт показал, что сильная рука нужна во время любого кризиса.

 

 

Бесспорно, некоторые регионы просят больше полномочий. Проблема в том, что пока никто не говорит об экономике. А ведь придется задуматься, где взять денег для наполнения городского бюджета. Раньше все боролись за право расходовать казначейские средства, а не зарабатывать их.

 

 

Например, есть опасность, что на местном уровне могут закрыть заводы, поставляющие продукцию в Россию или «не той стороне» в АТО. Тогда в регионе пропадут бюджетообразующие предприятия. Поэтому с весны начнется ожесточенная борьба за «кур, несущих золотые яйца». Она уже идет, но не со стороны государства, а политиков во власти.

 

 

Зачем Украине нужна децентрализация?

 

Украинский политолог, историк, директор Киевского института проблем управления имени Горшенина Кость Бондаренко:

 

 

1. В условиях кризиса децентрализация – единственный инструмент, механизм развития регионов. Это позволит руководству каждой области принять самостоятельные решения, сформировать бюджет, изыскать резервы, не особо полагаясь на субвенции из Киева. Одной бюджетной децентрализации недостаточно, необходима административная реформа!

 

 

2. Главное, чтобы органы власти вызывали доверие у населения. Здесь необходимо, чтобы губернаторы назначались не из Киева, а избирались на местном уровне. Политическая сила, которая наберет большее количество голосов на выборах в местный, областной советы, должна взять на себя обязательство за предоставление кандидатов на пост губернатора.

Если убрать политическую подоплеку и опасения отдельных чиновников потерять «кормящее их корыто», и профессионально посмотреть на данный вопрос, то децентрализация – это весьма перспективная идея, реализация которой может пойти во благо государства.

 

 

3. Даже в такой зарегулированной стране как Франция, где очень сильная президентская власть и административная вертикаль, в результате выборов, на основе волеизъявления населения того или иного региона (коммуны), формируются руководящие органы. Думаю, что Украина давно созрела именно к полной децентрализации. Я подчеркиваю, что во время кризиса децентрализация позволяет ряду регионов спастись, а не тонуть вместе с другими в одной лодке!

 

 

Следует понимать, что сама по себе децентрализация не является признаком ослабления центральной власти. В любом случае, всю ответственность за экономику Украины будут нести не губернаторы областей, а высшее руководство страны, потому что общая политика, прежде всего, вырабатывается в центре.

 

 

Считаю, если в Украине провести реальную децентрализацию по примеру европейских государств, то можно получить положительные результаты. К примеру, в ЕС, где данный процесс был осуществлен не только в федеральных странах, но и в унитарных государствах, – опыт показал, что децентрализация обеспечивает серьезные позитивные изменения.

 

 

Зачем Украине нужна децентрализация?

 

Депутат Запорожского горсовета Михаил Левченко:

 

 

1. Про те, що цей Закон України вступає в силу – впершее чую. Адже він має назву «Про внесення змін до Конституції України (щодо децентралізації влади)». Тобто зміни до Конституції – не менше 300 голосів. Їх у Раді зараз, реально, немає. Там вистачає голосів тільки на прийняття бюджету, якого…. теж немає!

 
2. Глибинка ніколи не виграє – адже у неї відсутні представники у Верховній Раді. І не смішіть мене наявністю там депутатів-мажоритарників.


3. Стосовно ж змін адміністративно-територіального устрою розмови тривають вже не один десяток літ. У попереднього складу ВР була реальна можливість щось зробити – вистачало голосів. Але вони тільки укріпили Донбасс, – не на словах, а в реальності. Що з цього вийшло – ми є свідками.

 

 

Крім того, підсилили своїми кадрами Автономну Республіку Крим – з цього й почалися там перевороти. Тобто спершу вигнали «донецьких» з усіх владних структур, почавши з Верховної Ради АРК.

 
Щодо відповідальності областей: вона і сьогодні повна чи абсолютна – кому як подобається.

 

 

Виктор Кириленко

 

Источник: Позиция