Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВА

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВА

Категория: Позиция » Cтатьи » Культура
АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАК художественной фотографии известный запорожский фотохудожник Александр Максимов относится серьезно, как к искусству способному «запечатлеть время», отразить и раскрыть душевный мир человека.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАИз простого увлечения фотография стала делом всей жизни Александра Валентиновича, инструментом художественного исследования окружающего мира, и средством личностного роста. Известен своими снимками на православную тематику, а также замечательными пейзажами. Состоит в Национальном союзе фотохудожников Украины. Работал фотографом бытового ателье, газетным фотокорреспондентом. Преподает фотографию на различных курсах. Каждый год устраивает персональную выставку в запорожском фотоклубе.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВА– В пейзаже, кроме внешней красоты и эстетики стараюсь передать еще и собственное переживание, то, что испытывал во время съемки, – рассказывает Александр Максимов. – Всегда считал и считаю пейзаж своеобразным портретом автора. Вторая любимая тема – жизнь современного человека во всем его многообразии. Это своего рода документальная фотография, увиденная, сквозь призму мироощущения автора. Здесь нет места постановке. Это чистое наблюдение за людьми, событиями и ситуациями.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАСнимок, названный мной «Вечный сюжет» – это портрет молодой женщины с ребенком. Сделан был два года назад в Никольском храме, что на Южном рынке. Я вместе со своей ученицей снимали праздничную службу на день Петра и Павла. Съемку вели как в самом храме, а иногда переходили на клирос, наверх, там, где поют певчие.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАСлужба, проходящая в густой темноте храма, уже заканчивалась. Помню, только лишь у входа оставалось светлое место, куда падал боковой свет из открытых дверей, живописно освещая фигуры людей, словно театральным прожектором. Прихожане сновали туда–сюда, на секунду освещаемые потоком света, и снова уходили в темноту.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАНо вот на освещенный участок вышла молодая женщина с ребенком, и долго стояла в световом луче, держа малыша на руках, прижимая его к груди, глядя на него, улыбаясь, тихонько что-то нашептывая ему. Это было очень красиво и завораживающе. Словно лики на иконах и вполне земная женщина стали явлениями одного порядка.

Мы дружно прильнули к окулярам, интуитивно определяя границы кадра, и снимали, снимали, снимали, за кадром кадр, один и тот же сюжет. Женщина услышала щелчки затворов, подняла голову, увидела нас, не рассердилась, не стала прятаться от объективов, а улыбнулась очень счастливой улыбкой. Так родился этот снимок.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАС каких-то пор мной довлеет одна идея – вечные человеческие ценности. То, чем наполняется душа человека во все времена, и в радостях и в печалях. Можно определить это известной триадой «Вера, Надежда, Любовь». Причем не обязательно в такой последовательности, начните читать с любого слова. Это как звенья одной цепи, потянув за одну из них, приведете в движение и остальные.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАИз истории живописи известно, что в числе обязательных сюжетов для студентов академии были библейские сюжеты. Хотите сказать, что это не библейский сюжет, а вполне современный и обыденный? Не смею настаивать, ведь, в конце концов, каждый решает, что он видит, не только на этом снимке, а вообще. Мне хочется только немного подсказать потенциальному зрителю о вечной теме жизни, сделать его хотя бы на время своим единомышленником.

Идеи фотографического воплощения мне диктует свет, освещение. Посмотрите на объект, освещенный тусклой лампочкой на кухне, или потоком лучей восходящего солнца, или светом одинокой свечи в темной комнате, и вы сразу поймете, в чем тут дело. Вдохновение не всегда бывает моим спутником. Очень часто иду на съемку, повинуясь чувству долга, не знаю перед кем. Но стоит сделать усилие, начать снимать, и следом приходит вдохновение.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАЕсть вещи, которые будоражат ум и душу, тем самым рождают желание самому творить. Например, очень люблю музыку Баха, которая рождает в душе какие-то очень высокие, даже неземные образы, в том числе и зримые. Или вот был как-то период увлечением Чеховым. Считаю его рассказы очень фотографичными. Были снимки, сделанные как произвольные иллюстрации к его рассказам. А сейчас перечитываю Булгакова, Гоголя и Пушкина. В природе меня всегда вдохновляет снег, туман и гроза. Ну, конечно, золотые поля пшеницы.

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАПо словам Александра Валентиновича, самое трудное – это снимать людей в повседневной жизни. Человек тут же закрывается, или, упаси Бог, становится агрессивным. Ну, не желает он, чтобы к нему в душу лезли с объективом! Сложность – найти меру и нужный подход, не прозевав при этом тот единственный миг, когда нужно нажать на кнопку. Выдержать все железобетонные взгляды, выслушать все слова, которые, скорей всего, снова скажут…

АВТОРСКАЯ ФОТОГРАФИЯ АЛЕКСАНДРА МАКСИМОВАВ пейзаже очень сложно найти нужный свет, освещение, без которого невозможен хороший снимок. Например, у Александра Максимова есть любимое очень красивое место, которое хочется снимать всегда. Однако чтобы его снять, нужно низкое расположение солнца над горизонтом, и присутствие на небе облаков, сквозь которые просвечивают солнечные лучи. Или нужен туман, или тот же снег. Свет почти всегда не очень предсказуем. Поэтому для одного хорошего кадра порою фотохудожнику нужно проходить полдня, день, при этом ждать и надеяться, что повезет.

Фотолюбителям и молодым мастерам фотографии хочу посоветовать переболеть детскими болезнями, присущими этой профессии, например поиском красивостей, а не красоты, верой во всемогущество фототехники, – делится Александр Валентинович. – Перестать без конца думать о новых, более мощных камерах, объективах, матрицах, а также читать на фотофорумах категорические заклинания таких же молодых и начинающих, но очень самоуверенных авторов.

Я убежден, что искать свой стиль специально не нужно вообще. Искать нужно в первую очередь идею! Тогда фотохудожник растет именно как личность. Найди свою идею, и тогда она станет вести тебя по жизни. И стиль подскажет, и форму для воплощения подберет, даже сюжеты для съемки как-то организует. Как найти свою идею? Нужно много работать, снимать, наблюдать, думать, сопереживать, читать умные книги, обязательно найти единомышленников, и вообще нужное окружение. Но и творческое одиночество тоже необходимо. Важно ограничить пребывание на различных фототусовках. Что может быть лучше, чем идти собственным путем?

Виктория КИРИЛЕНКО, фото Александра Максимова
 
 Источник Позиция