Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Письмо о прекрасном в человеке

Письмо о прекрасном в человеке

Категория: Позиция » Cтатьи » Культура
Письмо о прекрасном в человеке

Русский писатель Антон Чехов около 130 лет назад написал письмо брату – талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства. У Антона Павловича вышло очень доверительное письмо, которое непременно нужно прочитать и нам.

 

 

Великий классик способен научить нас большему, чему не успел научить в своих книгах.

 

 

«Ты часто жаловался мне, что тебя «не понимают!». На это даже Гете и Ньютон не жаловались... Тебя отлично понимают... Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других...

 

 

Все твои хорошие качества я знаю, ценю и отношусь к ним с глубоким уважением. Если хочешь, в доказательство, что понимаю тебя, могу даже перечислить их.

 

 

По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив... Ты одарен свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000...

 

 

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, и тогда бы тебя уважали, ибо таланту все прощается. Недостаток же у тебя только один – твоя невоспитанность.

 

 

Жизнь имеет свои условия... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим, нужно быть известным образом воспитанным... Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но... тебя тянет от нее. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнского погреба, на подачках.

 

 

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям.

 

1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

 

 

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

 

 

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

 

 

4. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

 

 

5. Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие и помощь. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: меня не понимают!..

 

 

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным...

 

 

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой...

 

 

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, питаться из керосинки. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность... Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи.

 

 

Таковы воспитанные... Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда...

 

 

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час... Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать... хотя бы Тургенева, которого ты не читал...»

1886, Москва

 

 

Источник: Позиция