Восточные танцы
12 лютого 2015 09:03
Переглядів: 779
Коментарів: 0
Надрукувати
Восток всегда
манил европейцев своей загадочностью и таинственностью – с одной стороны,
потому, что традиции и обычаи этой части света сильно разнятся с европейскими, а
с другой – длительное время восточные государства были закрыты для посторонних
глаз. Иностранцам оставалось лишь гадать о том, как на самом деле обустроен быт
и уклад живущих там людей. Особый интерес всегда вызывал вопрос любви и
отношений…
Инструментов
сокрытия облика женщин на востоке было множество – от паранджи до гарема, и
такая неизвестность лишь подогревала любопытство узнать, а какие они, на самом
деле, эти «одалиски»? Их образ столетиями будоражил воображение поэтов и художников.
Обычно султанские жены изображались молодыми, прекрасными полуобнаженными
женщинами в национальных одеждах и интерьерах. На полотнах они либо возлежали
на подушках на фоне ковров и кальяна, либо исполняли танец живота перед своим
господином.
С
некоторых пор, особенно после показа сериала «Великолепный век», тема одалисок
и наложниц стала весьма популярной. Как же, зритель в очередной раз убедился в
совершенстве форм и красоты обитательниц гарема!
Что и
говорить, очень громадных издержек стоил гарем с красавицами, и немыслимо
разорительным бременем лежал он на казне весьма бедного востока, с каменистой
неплодородной почвой, первобытным земледелием и незначительными
производительными силами.
Но
падишах шел на такие траты, чтобы каждую среду (так было заведено, во всяком
случае, в Персии) в серале произвести своеобразный смотр. Господин обходил
своих жен и осуществлял ритуальное бросание платка приглянувшейся – традиционный
обычай, до сих пор не вышедший из употребления.
Фавориткам
падишаха обычно присваивался какой-нибудь особый титул или, вернее, курьезное,
на наш взгляд, прозвище. Оно за ними официально закреплялось – например,
«услада государства», «утешение страны» и тому подобные удивительные «имена».
Способ
же отделаться от надоевших жен и фавориток у «господинов» был очень прост, скор
и не лишен остроумия. Не подумайте плохого, мешок для бросания в море, удушение
или отравление – не практикуется. Все происходит очень гуманно и тривиально:
какого-нибудь провинциального генерала или даже самого губернатора уведомляли,
что его величество шах, «прибежище вселенной» и прочее-прочее, жалует ему жену
из своего сераля – и царский подарок принимался с величайшим восторгом.
Эта публикация
сопровождается старинными фотографиями, на которых размещены знойные красавицы-жены
из персидского гарема Насреддин-шаха (1848–1896), правившего 47 лет и павшего
от руки убийцы.
Знаете,
когда посмотришь на бюст Статиры – жены Дария Третьего, то за Насреддин-шаха
даже несколько обидно становится. К слову, жен у последнего было девяносто –
видимо, запечатлевал лучших… И как знать, то ли утонченным вкусом шах явно не
отличался, то ли, пока не было изобретено фотоаппаратов, художники и поэты
обманывали в канонах красоты восточных женщин…
Вот что
интересно: на представленных фото некоторые жены изображены в коротких юбках,
выше колен. Как же это покровитель всех правоверных допустил такой моветон у
себя в гареме?
История с
«юбками» оказалась обычней некуда. Поехал персидский шах в турне по
экзотической для него Европе, насмотрелся на диковинки. Но больше всего
Насреддин-шаха поразил балет. Привезти балетную труппу в Тегеран он не решился.
А вот тридцать балетных пачек все же привез. Денег на гарем, повторимся, не
жалели. Приобретения делались довольно часто и в основном оптом.
И
распорядился Насреддин-шах, чтобы любимые жены сераля ходили отныне как
балерины. По какому принципу он распределял юбки между почти сотней женщин –
неизвестно.
Самое
главное, персидский шах из Европы притащил фотоаппарат и всю аппаратуру для
лаборатории. Сам фотографировал, сам печатал, сам в альбом подклеивал.
Потом Насреддин-шах
решил, что ему нужен профессиональный фотограф, для того чтобы увековечивать
все, что важно для страны. Так сказать, выложить всю правду о восточной женской
красоте. Поэтому и пригласил на должность «фотолетописца» Дмитрия Ермакова – знаменитого
фотографа XIX века,
который жил и работал в Тифлисе.
Вот,
благодаря снимкам, мы и получили потрясающую картину гаремного кордебалета. Так
что, перефразируя поэта, можно констатировать, что «любви все внешности
покорны»…
Наталья
ЕРМАКОВА
|