Регистрация    Войти
Авторизация
» » » » Восточные танцы

Восточные танцы

Категория: Позиция » Cтатьи » Окно в мир
Восточные танцыВосток всегда манил европейцев своей загадочностью и таинственностью – с одной стороны, потому, что традиции и обычаи этой части света сильно разнятся с европейскими, а с другой – длительное время восточные государства были закрыты для посторонних глаз. Иностранцам оставалось лишь гадать о том, как на самом деле обустроен быт и уклад живущих там людей. Особый интерес всегда вызывал вопрос любви и отношений…

 

Инструментов сокрытия облика женщин на востоке было множество – от паранджи до гарема, и такая неизвестность лишь подогревала любопытство узнать, а какие они, на самом деле, эти «одалиски»? Их образ столетиями будоражил воображение поэтов и художников. Обычно султанские жены изображались молодыми, прекрасными полуобнаженными женщинами в национальных одеждах и интерьерах. На полотнах они либо возлежали на подушках на фоне ковров и кальяна, либо исполняли танец живота перед своим господином.

 

С некоторых пор, особенно после показа сериала «Великолепный век», тема одалисок и наложниц стала весьма популярной. Как же, зритель в очередной раз убедился в совершенстве форм и красоты обитательниц гарема!

 

Что и говорить, очень громадных издержек стоил гарем с красавицами, и немыслимо разорительным бременем лежал он на казне весьма бедного востока, с каменистой неплодородной почвой, первобытным земледелием и незначительными производительными силами.

 

Но падишах шел на такие траты, чтобы каждую среду (так было заведено, во всяком случае, в Персии) в серале произвести своеобразный смотр. Господин обходил своих жен и осуществлял ритуальное бросание платка приглянувшейся – традиционный обычай, до сих пор не вышедший из употребления.

 

Фавориткам падишаха обычно присваивался какой-нибудь особый титул или, вернее, курьезное, на наш взгляд, прозвище. Оно за ними официально закреплялось – например, «услада государства», «утешение страны» и тому подобные удивительные «имена».

 

Способ же отделаться от надоевших жен и фавориток у «господинов» был очень прост, скор и не лишен остроумия. Не подумайте плохого, мешок для бросания в море, удушение или отравление – не практикуется. Все происходит очень гуманно и тривиально: какого-нибудь провинциального генерала или даже самого губернатора уведомляли, что его величество шах, «прибежище вселенной» и прочее-прочее, жалует ему жену из своего сераля – и царский подарок принимался с величайшим восторгом.

 

Эта публикация сопровождается старинными фотографиями, на которых размещены знойные красавицы-жены из персидского гарема Насреддин-шаха (1848–1896), правившего 47 лет и павшего от руки убийцы.

 

Знаете, когда посмотришь на бюст Статиры – жены Дария Третьего, то за Насреддин-шаха даже несколько обидно становится. К слову, жен у последнего было девяносто – видимо, запечатлевал лучших… И как знать, то ли утонченным вкусом шах явно не отличался, то ли, пока не было изобретено фотоаппаратов, художники и поэты обманывали в канонах красоты восточных женщин…

 

Вот что интересно: на представленных фото некоторые жены изображены в коротких юбках, выше колен. Как же это покровитель всех правоверных допустил такой моветон у себя в гареме?

 

История с «юбками» оказалась обычней некуда. Поехал персидский шах в турне по экзотической для него Европе, насмотрелся на диковинки. Но больше всего Насреддин-шаха поразил балет. Привезти балетную труппу в Тегеран он не решился. А вот тридцать балетных пачек все же привез. Денег на гарем, повторимся, не жалели. Приобретения делались довольно часто и в основном оптом.

 

И распорядился Насреддин-шах, чтобы любимые жены сераля ходили отныне как балерины. По какому принципу он распределял юбки между почти сотней женщин – неизвестно.

 

Самое главное, персидский шах из Европы притащил фотоаппарат и всю аппаратуру для лаборатории. Сам фотографировал, сам печатал, сам в альбом подклеивал.

 

Потом Насреддин-шах решил, что ему нужен профессиональный фотограф, для того чтобы увековечивать все, что важно для страны. Так сказать, выложить всю правду о восточной женской красоте. Поэтому и пригласил на должность «фотолетописца» Дмитрия Ермакова – знаменитого фотографа XIX века, который жил и работал в Тифлисе.

 

Вот, благодаря снимкам, мы и получили потрясающую картину гаремного кордебалета. Так что, перефразируя поэта, можно констатировать, что «любви все внешности покорны»…

 

Наталья ЕРМАКОВА

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Написать комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите код: