Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » …А деньги – врозь?

…А деньги – врозь?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
…А деньги – врозь?Новый финансовый год оказался богатым на изменения и нововведения. Вступивший в силу Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс», по мнению правительства, – первый шаг на пути бюджетной децентрализации и реформы местного самоуправления.

 

Наши кормчие решили, что, прежде всего, громады должны стать более самостоятельными финансово.

 

Разумеется, теперь бюджеты областных и районных центров, равно как и главная финансовая смета страны, будут формироваться по-новому. Впрочем, мнения по поводу этих изменений, далеко не однозначны.

 

Наполнить местные бюджеты

 

Никто не станет спорить с тем, что 30 миллиардов гривен – сумма внушительная. Именно такую солидную прибавку, по предварительным подсчетам правительства, должны получить местные бюджеты в 2015 году. По утверждению главы Минфина Наталии Яресько, благодаря изменениям, эта сумма может стать еще больше, порядка 45-ти миллиардов.

 

Сегодня в распоряжение местной власти переданы: плата за предоставление административных услуг, государственная пошлина, сбор с розничной продажи подакцизных товаров (пиво и другие алкогольные напитки, табачные изделия, а также нефтепродукты) по ставке 5%, вместо упраздненного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Также увеличивается доля экологического налога с 35% до 80%. Кроме этого, местным бюджетам остаются также налог на прибыль предприятий частного сектора экономики (областные бюджеты – 10%), плата за землю, налог на недвижимость.

 

Золотой дождь?

 

Конечно, на первых порах перспектива подобного перераспределения финансов вызвала множество одобрительных отзывов. Но, жизнь, как всегда, оказалась гораздо прозаичнее. Судите сами. Возьмем, например, налог на недвижимость. Логика тут проста. Какой депутат, будь-то городского или областного совета, накануне грядущих выборов, захочет рубить сук, на котором сидит? Правильно, никакой! А, значит, вывод – очевиден. Народные избранники, наверняка, пойдут навстречу потенциальным избирателям. Или увеличат объем льготируемой площади для подавляющего большинства населения, или уменьшат ставку налога. О каком наполнении бюджета в данном случае может идти речь?!

 

Если оно и будет, то самое минимальное. Также обстоит дело и с акцизом. Эта мера все равно особых денег не принесет, зато количество контрафактного товара, и сопряженных с ним проблем, вырастет в разы. Хороший повод задуматься об эффективности всей затеи, не правда ли? Вроде бы и доходную базу бюджета расширили, а толку, что называется, с гулькин нос.

 

Но украинское правительство не было бы собой, если б не «наложило лапу» на тот источник дохода, который всегда считался одной из главных статей, обеспечивающих развитие территории – налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

 

Раньше 25% этих поступлений оставалось в селах, поселках и городах районного значения, 50% отводилось на районы и еще 25% – на области. Областные центры, такие как Запорожье, оставляли у себя 75%. Нынешняя картина выглядит так: 60% НДФЛ сосредоточится на уровне городов областного значения и районов, 15% – будут оставаться в областях.

 

Фактическое изъятие главного источника налоговых поступлений в местные бюджеты правительство объясняет тем, что будет уменьшена их расходная часть. В порядке компенсации за исчезнувшие 25% предусмотрены государственные субвенции на образование и здравоохранение. Стоит сказать, что большинство экспертов, оценивают такие действия власти весьма скептически. Суждения эти вполне обоснованны. Если громада все равно зависит от подачек государства, странная какая-то децентрализация выходит. На коротком поводке, так сказать. К тому же и мировая практика доказывает, что полной финансовой независимости нельзя добиться без предоставления права органам местной власти устанавливать ставки местных налогов и вводить их самостоятельно. В Украине с этим пока не спешат.

 

«Везет» как утопленнику

 

Однако селам, поселкам и райцентрам, повезло еще меньше. Обновленный Бюджетный кодекс не предусматривает для них ни дотаций, ни субвенций.

 

По мнению законодателей, средства для развития они будут получать благодаря акцизному сбору на розничную продажу нефтепродуктов и алкоголя, а также налогу на недвижимость. При этом населенные пункты лишили главного источника наполнения бюджетов – тех самых 25% от налога на доходы физлиц. Для многих небольших общин – это свыше 90% всех бюджетных доходов.