Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИ

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИ

Категорія: Позиція » Статті » Культура
ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИНовая экспозиция «Новейшие истории» известного запорожского фотохудожника Александра Максимова – это год его работы как фотографа. Это мысли и чувства человека, живущего на сломе эпохи, но с надеждой всматривающегося в завтрашний день, представленные в виде снимков.

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИПосетители выставочного зала Запорожского союза фотохудожников Украины убедились, что выбор фотографий традиционен для Александра Максимова – жанровые портреты, то есть документальные фото людей в различных жизненных ситуациях и пейзажи.

– Я не зря сказал, что это год работы, год поисков и наблюдений, – говорит «Запорожью вечернему» Александр Валентинович. – А какой это был год? Время общественных и человеческих потрясений, время трагическое, эпоха больших перемен, когда ежедневно, совсем рядом, гибнут люди. Душа не может оставаться безразличной. Тревога и боль стали нашими постоянными спутниками. И никуда не скрыться от них, ни на минуту.

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИСвою выставку я назвал «Новейшие истории» – это как раздел в школьном учебнике. Хотя можно было бы назвать «новейшие чувства». Очень многое, то чем мы жили раньше, – ушло, мы вдруг очутились в каком то новом, незнакомом пространстве. Мы стоим в самом его истоке. И мы ответственны за то, каким оно будет.

Выставка включает порядка 80 работ, жанровых и пейзажных снимков приблизительно поровну. Отбирая снимки для экспозиции, фотохудожник удивлялся, как на них спонтанно уравновешивается мир природы и мир человека. Свои работы компонует тематическими блоками, условно определяя их смысловую направленность. И давая им условные названия, например, «Надежда», «Юность» «Поле», «Вера», «Городские портреты».

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИА львиная часть жанровых фотографий была отснята Александром Валентиновичем в церквях во время службы и во время храмовых праздников. «Но я прошу не относиться к этим снимкам как к некой церковной фотографии, – говорит наш собеседник. – Ибо не эпизоды из церковной жизни я снимал, а искал живое человеческое чувство, глаза, в которых светится вера и надежда. И очень надеялся снимками рассказать зрителю что-то очень важное о нем самом».

Фотографическая мечта Александра Максимова – это идеальный для фотографии свет. Это должно быть низкое расположение солнца при рассвете или закате, плотные облака, сквозь которых сияют солнечные лучи. И тогда перед взором словно разыгрывается небесная феерия, спектакль, представление. Все объекты попадает в объектив, словно приобретая особую значимость, глубину, чувство. Как будто приоткрывается завеса смысла человеческого бытия, отблески некой истины, которая вот-вот откроется перед нами.

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИ– Наивысшим источником вдохновения я считаю любовь, – делится фотохудожник. – Это тот же свет, который дает новое чувство. На что мы тогда только не готовы, чтобы заслужить любовь женщины!? И есть еще источник вдохновения. Это творчество великих мастеров, и ушедших, и ныне живущих. Имею в виду музыку, книги и кинематограф.

Когда начинал снимать, то не знал, что буду фотохудожником. Более того, не уверен, что и сейчас им являюсь. И вообще критически отношусь к тому, что я делаю. А представляюсь обычно – фотографом. Очень долго сомневался в правильности выбранного пути в жизни. Уже в зрелом возрасте смирился, поняв что больше ничего делать не умею.

ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА, ЖИВУЩЕГО НА СЛОМЕ ЭПОХИНу а если так, то нужно принять мудрое правило: «Будь, кем ты есть, делай то, что должно, и пусть будет что будет». Ну и вообще вдруг ощутил свою ответственность, не знаю перед кем, за то, что я делаю. Тогда отпали сомнения, и возникло чувство долга.

Если речь идет о съемке, то идеальное место для работы – то, где много людей, занятых каким то делом, или самим собой. Александр Валентинович очень любит снимать в толпе. А если речь идет о работе как о заработке, то он очень бы хотел заниматься какой-то удаленной работой, фрилансом. Пусть даже не в области фотографии, а например вебдизайна и создания сайтов.

– Понятие богемы в Запорожье неоднозначно, – рассуждает Александр Валентинович. – Первое – ироническое, мол, тоже мне – богема. Это отношение обывателя к людям искусства, ведущих не понятный для них образ жизни, непонятно чем зарабатывающие на жизнь. И в этом определении есть нотки зависти.

Есть люди, считающие себя богемой, например вращающиеся в какой ни будь фэшн-области, или представители масс-культуры, или привычные завсегдатаи «околохудожественных тусовок». И есть подлинные богемщики. Не зря в этом слове корень – «Бог». Это творческие люди, наделенные незаурядными способностями, выстраивающие свой образ жизни, что бы удобней было посвятить себя любимому делу.

Со стороны кажется, что богемщик живет легко, что ему дается все само собой, без всякого усилия, что удача сама идет к нему в руки, и что он вообще в жизни занимается только тем, что хочет. Такой себе любимчик и баловень судьбы. Яркий пример богемщика – А. С. Пушкин. А пример из современности – в песне Макаревича «Мой друг лучше всех играет блюз» Вот, это как раз о нем.

Поразил ли я чем ни будь современников? Не знаю насколько уместно такое определение. Иногда мне помогает оценить свои снимки книга отзывов на выставке. Перечитывая, ищу, приходил ли единомышленник? Это очень важно… Единомышленник дает огромный стимул, и силы двигаться дальше. Если его нет, то все бессмысленно.

Я помню один отзыв, считая его самым важным для меня. Молодой человек, побывавший на выставке, ощутил «что-то как я». Написал, что Запорожье не очень любил, но теперь у него впервые появилось желание жить в нашем городе.
Мечта Александра Максимова как фотохудожника – продолжать идти по своей дороге, или тропинке, узнавать этот мир еще больше и глубже.

Жизненно важно снова находить новое, снова удивляться находкам, мечтая показать это другим, мол, «смотрите, что я нашел». Ведь задача автора – дать миру только свое искреннее отношение к нему, свою любовь, опыт, понимание жизни, и результаты своих находок. И Александр Валентинович продолжает надеяться, что это кому-то будет нужно, кроме него самого.

Виктория КИРИЛЕНКО