Согласованная НАТОризация?
29 квітня 2015 16:22
Переглядів: 480
Коментарів: 1
Надрукувати
После встречи с Франсуа Олландом 22 апреля на
совместном брифинге президент Украины Петр Порошенко анонсировал проведение
референдума по вопросу вступления Украины в НАТО. До этого наше правительство
уже заявляло о намерении подписать с альянсом соглашение о сотрудничестве в вопросах
поддержки. Очевидно, что виртуально мы движемся в североатлантичном направлении
семимильными шагами, вот только непонятно, идут ли навстречу нам? Да и референдумы
по-украински – тема отдельного разговора, который неплохо было бы завести как
раз в разрезе интеграции с НАТО.
Тема вступления в НАТО и проведения
референдума считается одной из фундаментальных в украинском политической
дискурсе. Наряду со статусом русского языка, евроинтеграцией, сменой
государственного устройства и оценкой исторических событий, она традиционно
являлась флагманом общественного обсуждения в период любой избирательной
кампании. Ну, и, естественно, это именно та тема, которая вместе c вышеперечисленными,
словно кувалдой, раскалывала украинцев на два противоборствующих лагеря
последние десять лет.
Сегодня мы живем уже в
несколько в других реалиях, и вопрос о вступлении Украины в НАТО стал куда
более популярным, чем еще несколько лет назад. О чем свидетельствуют и
последние соцопросы. Если верить свежайшему исследованию Центра Разумкова, то состоянием
на апрель 2015 года симпатиками вступления нашей страны в альянс являются 43,3%
граждан. Категорически против – выступают 31,6%. Остальные – не имеют четкого
мнения по этому вопросу. Стоит отметить, что число сторонников НАТО за последние
4 года увеличилось почти в два с половиной раза – в августе 2011 их
насчитывалось всего 17,9%. Очевидно, что активная милитаристская обработка
общественного мнения за этот период дала о себе знать.
Важно понимать, что резкий
рост популярности военного альянса в Украине напрямую связан в первую очередь с
последними событиями. Когда люди ежедневно видят смерть, разрушения и прочие
ужасы войны, они рефлекторно тянутся к защите. Если СМИ говорят, что источником
этой защиты является НАТО – обыватель будет поддерживать сотрудничество с ним.
Но главное слово здесь не «НАТО», а «защита». Все остальное – прелести
политической манипуляции.
Но даже если вынести за скобки
общественные настроения, нерешенным остается ключевой вопрос – кто нас куда
приглашал? За последний год, даже на самом пике военных действий на Донбассе,
вы слышали хоть раз о реальных намерениях НАТО принять Украину в свои ряды (а
ведь только так Североатлантический альянс может предоставить нашей стране ту
самую защиту)? Из уст его представителей такие заявления почему-то не звучали. Пока
альянс отреагировал на заявление Порошенко о референдуме лишь вежливой
формулировкой о том, что «заявку о вступлении готовы рассмотреть в
установленном порядке». Политкорректно, но туманно, не находите?
Более свободные в своих
вербальных потугах европейские политики говорят куда конкретнее. Например, депутат бундестага от правящей
Христианско-демократической партии (ХДС) и член парламентского комитета по
внешней политике Родерих Кизеветтер назвал самую режущую глаза причину, по
которой НАТО может ответить на заявку Украины отказом: «Украина в ее
нынешнем состоянии не может стать членом НАТО, потому что ее суверенитет ограничен.
Она не контролирует часть своей территории в результате военных действий и
аннексии Крыма. Это означало бы, что с момента принятия Украины в НАТО вступила
бы в силу статья о коллективной обороне». Улавливаете логику? Если НАТО дает
добро Украине на вступление в альянс, а Украина обвиняет Россию в
посягательствах на свою территориальную целостность, все 28 государств-членов
блока автоматически должны вступить в конфликт с нашим северным соседом. Как вы
думаете, НАТО нужен открытый конфликт с Россией? Если бы правильным ответом
было «да», поводов за последний год хватило бы с лихвой. Поэтому, пока мы не решим свои территориальные
проблемы, реально говорить о вступлении в альянс уж больно самонадеянно. В
своем недавнем интервью похожую позицию озвучил и министр иностранных дел
Украины Павел Климкин, что свидетельствует о понимании всей сложности ситуации
нашим правительством, а значит «ломать комедию», скорее всего, уже никто не
будет.
Теперь непосредственно об
инициативе президента по проведению референдума. В далеком 2000 году, если кто
не помнит, в нашей стране уже проходил референдум по довольно важному перечню
вопросов. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма решил поинтересоваться у
народа, как он относится к отмене депутатской неприкосновенности, созданию
двухпалатного парламента и сокращению числа депутатов с 450 до 300. Тогда народ
практически единогласно поддержал президента: каждый из поставленных вопросов
получил утвердительное «да» от более 80% принявших участие в плебисците. Вот
только мы с вами почему-то живем все с тем же однопалатным парламентом, в
котором, как и раньше «творят» законы и дела 450 нардепов, а вопрос
неприкосновенности все эти 15 лет не сходит с повестки дня.
Почему так получилось? А потому, что мы
за двадцать три года так и не довели до ума законодательство, регламентирующее
проведение референдумов в стране. В итоге, узнать мнение народа вроде бы как
можно, а вот воплощать его в жизнь абсолютно не обязательно. Поэтому, пока
закон «О референдуме» не будет как положено выписан, проведение плебисцита в
Украине – это плевок в сторону целлюлозно-бумажной промышленности, которую
заставят работать вхолостую. А учитывая то, что после Крыма и Донбасса при упоминании
слова референдум политиков хватает кондратий, этот процесс может растянуться на
месяцы, а то и на годы. Если, конечно, ответственность на себя не возьмет лично
президент, как инициатор народного волеизъявления, и не найдет компромисс с
парламентской коалицией.
В условиях проведения референдума
по такому щепетильному вопросу как вступление в НАТО, важно не только
законодательное регулирование, но и конкурентные гарантии для обоих мнений, чтобы
вся эта история не превратилась в ожидание банального общественного одобрямса в
худших советских традициях. А для этого нужно признать равноценную значимость и
позиции «за» «против», обеспечив одинаковые условия для агитации. Возможно ли
это сегодня в Украине, когда целый ряд дискуссионных тем априори на
государственному уровне считаются закрытыми? Большой вопрос. Но сам факт, что
президент анонсировал решения столь сложного вопроса, как вступление в НАТО,
посредством референдума, это уже большой прогресс.
Виталий ФИЛИППОВСКИЙ
|