Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Согласованная НАТОризация?

Согласованная НАТОризация?

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Согласованная НАТОризация?

После встречи с Франсуа Олландом 22 апреля на совместном брифинге президент Украины Петр Порошенко анонсировал проведение референдума по вопросу вступления Украины в НАТО. До этого наше правительство уже заявляло о намерении подписать с альянсом соглашение о сотрудничестве в вопросах поддержки. Очевидно, что виртуально мы движемся в североатлантичном направлении семимильными шагами, вот только непонятно, идут ли навстречу нам? Да и референдумы по-украински – тема отдельного разговора, который неплохо было бы завести как раз в разрезе интеграции с НАТО.


 

Тема вступления в НАТО и проведения референдума считается одной из фундаментальных в украинском политической дискурсе. Наряду со статусом русского языка, евроинтеграцией, сменой государственного устройства и оценкой исторических событий, она традиционно являлась флагманом общественного обсуждения в период любой избирательной кампании. Ну, и, естественно, это именно та тема, которая вместе c вышеперечисленными, словно кувалдой, раскалывала украинцев на два противоборствующих лагеря последние десять лет.

 

Сегодня мы живем уже в несколько в других реалиях, и вопрос о вступлении Украины в НАТО стал куда более популярным, чем еще несколько лет назад. О чем свидетельствуют и последние соцопросы. Если верить свежайшему исследованию Центра Разумкова, то состоянием на апрель 2015 года симпатиками вступления нашей страны в альянс являются 43,3% граждан. Категорически против – выступают 31,6%. Остальные – не имеют четкого мнения по этому вопросу. Стоит отметить, что число сторонников НАТО за последние 4 года увеличилось почти в два с половиной раза – в августе 2011 их насчитывалось всего 17,9%. Очевидно, что активная милитаристская обработка общественного мнения за этот период дала о себе знать.

 

 

Важно понимать, что резкий рост популярности военного альянса в Украине напрямую связан в первую очередь с последними событиями. Когда люди ежедневно видят смерть, разрушения и прочие ужасы войны, они рефлекторно тянутся к защите. Если СМИ говорят, что источником этой защиты является НАТО – обыватель будет поддерживать сотрудничество с ним. Но главное слово здесь не «НАТО», а «защита». Все остальное – прелести политической манипуляции.

 

Но даже если вынести за скобки общественные настроения, нерешенным остается ключевой вопрос – кто нас куда приглашал? За последний год, даже на самом пике военных действий на Донбассе, вы слышали хоть раз о реальных намерениях НАТО принять Украину в свои ряды (а ведь только так Североатлантический альянс может предоставить нашей стране ту самую защиту)? Из уст его представителей такие заявления почему-то не звучали. Пока альянс отреагировал на заявление Порошенко о референдуме лишь вежливой формулировкой о том, что «заявку о вступлении готовы рассмотреть в установленном порядке». Политкорректно, но туманно, не находите?


Более свободные в своих вербальных потугах европейские политики говорят куда конкретнее. Например, депутат бундестага от правящей Христианско-демократической партии (ХДС) и член парламентского комитета по внешней политике Родерих Кизеветтер назвал самую режущую глаза причину, по которой НАТО может ответить на заявку Украины отказом: «Украина в ее нынешнем состоянии не может стать членом НАТО, потому что ее суверенитет ограничен. Она не контролирует часть своей территории в результате военных действий и аннексии Крыма. Это означало бы, что с момента принятия Украины в НАТО вступила бы в силу статья о коллективной обороне». Улавливаете логику? Если НАТО дает добро Украине на вступление в альянс, а Украина обвиняет Россию в посягательствах на свою территориальную целостность, все 28 государств-членов блока автоматически должны вступить в конфликт с нашим северным соседом. Как вы думаете, НАТО нужен открытый конфликт с Россией? Если бы правильным ответом было «да», поводов за последний год хватило бы с лихвой. Поэтому, пока мы не решим свои территориальные проблемы, реально говорить о вступлении в альянс уж больно самонадеянно. В своем недавнем интервью похожую позицию озвучил и министр иностранных дел Украины Павел Климкин, что свидетельствует о понимании всей сложности ситуации нашим правительством, а значит «ломать комедию», скорее всего, уже никто не будет.

 

Теперь непосредственно об инициативе президента по проведению референдума. В далеком 2000 году, если кто не помнит, в нашей стране уже проходил референдум по довольно важному перечню вопросов. Тогдашний президент Украины Леонид Кучма решил поинтересоваться у народа, как он относится к отмене депутатской неприкосновенности, созданию двухпалатного парламента и сокращению числа депутатов с 450 до 300. Тогда народ практически единогласно поддержал президента: каждый из поставленных вопросов получил утвердительное «да» от более 80% принявших участие в плебисците. Вот только мы с вами почему-то живем все с тем же однопалатным парламентом, в котором, как и раньше «творят» законы и дела 450 нардепов, а вопрос неприкосновенности все эти 15 лет не сходит с повестки дня. 

Почему так получилось? А потому, что мы за двадцать три года так и не довели до ума законодательство, регламентирующее проведение референдумов в стране. В итоге, узнать мнение народа вроде бы как можно, а вот воплощать его в жизнь абсолютно не обязательно. Поэтому, пока закон «О референдуме» не будет как положено выписан, проведение плебисцита в Украине – это плевок в сторону целлюлозно-бумажной промышленности, которую заставят работать вхолостую. А учитывая то, что после Крыма и Донбасса при упоминании слова референдум политиков хватает кондратий, этот процесс может растянуться на месяцы, а то и на годы. Если, конечно, ответственность на себя не возьмет лично президент, как инициатор народного волеизъявления, и не найдет компромисс с парламентской коалицией. 

 

В условиях проведения референдума по такому щепетильному вопросу как вступление в НАТО, важно не только законодательное регулирование, но и конкурентные гарантии для обоих мнений, чтобы вся эта история не превратилась в ожидание банального общественного одобрямса в худших советских традициях. А для этого нужно признать равноценную значимость и позиции «за» «против», обеспечив одинаковые условия для агитации. Возможно ли это сегодня в Украине, когда целый ряд дискуссионных тем априори на государственному уровне считаются закрытыми? Большой вопрос. Но сам факт, что президент анонсировал решения столь сложного вопроса, как вступление в НАТО, посредством референдума, это уже большой прогресс.

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ

 
 
 
 
 
 
 
 



КОМЕНТАРІ (1)
Jack 30 квітня 2015 11:46
1. НАТО создавалась в своё время как орудие борьбы с "коммунистической угрозой".
По крайней мере так декларировали её создатели.
Где сейчас "коммунизм", кому он угрожает?
Когда появилась некоммунистическая РФ, НАТОвцы нашли другую отмазку: НАТО, мол, необходимо для борьбы с терроризмом. Ну и как НАТО борется с терроризмом, как успехи? Что Аль-Каида, что ИГИЛ никакого НАТО ни грамма не боятся, и никакой "борьбы" с этими террористами деятели НАТО не планируют.
Поэтому снимите макаронные изделия с ушей: НАТО держат как инструмент противодействия стратегическому противнику США - России. Эта роль НАТО теперешние компрадорские власти Украины вполне устраивает. Правда, пока за неё платят.
2. А г-н Климкин не сообщил, сколько стоит удовольствие быть членом этого клуба? Умолчал, чтобы громадяне не прослезились.
          1