Большое будущее в малой авиации
29 квітня 2015 16:40
Переглядів: 418
Коментарів: 0
Надрукувати
В этом году по приглашению австрийской
компании Diamond Aircraft АО «МОТОР СИЧ» приняло участие в авиационной выставке
AERO-2015 в Германии.
Это традиционное мероприятие, которое проводится уже более 30 лет
на юге страны на берегу Боденского озера в Фридрихсхафене. Место выбрано не случайно. Во-первых,
в этом городе в начале XX века были разработаны и изготавливались знаменитые
дирижабли графа Цеппелина, на которых выполнялись полеты из Германии
в США. В Фридрихсхафене
под руководством известного авиаконструктора Клаудиуса Дорнье разработан ряд
самолетов-амфибий и самолеты вертикального взлета. Специально для
конструирования летательных аппаратов по оригинальным идеям Дорнье граф
Цеппелин даже создал в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ».
Во-вторых, здесь есть знаменитый международный аэропорт, открытый еще в 1913
году, где находится база единственной в Германии пассажирской линии дирижаблей.
И, в-третьих, с поверхности Боденского озера могут взлетать гидросамолеты. Все
это – отличные условия для организации выставки малой и бизнесавиации.
Стать ее участниками и представить в Фридрихсхафене свою продукцию президенту акционерного общества «МОТОР
СИЧ» Вячеславу Богуслаеву предложил генеральный директор Diamond Aircraft Кристиан Дрис,
компания которого в январе этого года провела летные испытания нового
однодвигательного самолета DA50-JP7 с двигателем АИ-450С, созданным
предприятиями «Ивченко-Прогресс» и МОТОР СИЧ.
Как отметил директор по маркетингу АО «МОТОР СИЧ» Владимир Ширков,
запорожские моторостроители ранее не производили двигатели соответствующей
размерности для такого класса самолетов. Их стали разрабатывать последние 5–10 лет. И первой компанией, которая
заинтересовалась новыми изделиями МОТОР СИЧ, стала австрийская Diamond
Aircraft. Среди всех компаний, которые изготавливают сверхлегкие самолеты
вместимостью от 2 до 7 мест, она занимает третье место в мире по их выпуску. Лидируют
американские производители – на первом месте Cessna, на втором – Sirius. В настоящее время Diamond Aircraft – крупнейшая компания в Европе, даже сегодня, в
непростой посткризисный период она изготавливает 250 сверхлегких самолетов в
год.
– С компанией Diamond Aircraft мы работаем уже около двух лет, – заметил
Владимир Ширков. – 19 января этого года состоялся первый полет самолета
DA50-JP7. При этом глава компании Diamond Aircraft Кристиан Дрис, испытавший
воздушное судно, после полета сказал, что с турбовинтовым двигателем АИ-450С этот
самолет «летает, как ракета». С тех пор выполнен большой объем летных
испытаний, производители несколько изменили его внешний вид, носовая часть
DA50-JP7 стала более обтекаемой, обеспечен лучший вход и выход для воздушных
масс в двигателе.
Помимо этого, на выставке предприятие МОТОР СИЧ представило турбовинтовой
двигатель МС-500В-С, предназначенный для установки на самолеты различного
назначения.
Возвращаясь к разговору о том, почему же все-таки был выбран запорожский
двигатель для установки на австрийский самолет сверхлегкой авиации, Владимир
Ширков объяснил:
– Если говорить о двигателях, которые применяются на самолетах
такого класса, с мощностью до 400
л.с., то в этой размерности преимущество имеют
поршневые: ROTAX,
Lycoming и Continental. Когда же требуется мощность несколько выше 400 л.с., безусловно,
выигрывают газотурбинные двигатели, в частности, наш турбовинтовой АИ-450С.
Он подчеркнул, что к
самолету DA50-JP7 на
выставке был проявлен большой интерес. Глава австрийской компании Кристиан Дрис
активно продвигает его на рынке сверхлегкой авиации. А поскольку он сам
является пилотом-испытателем, в ходе выставки Дрис делился своими
впечатлениями, рассказывал, как ведет себя самолет с таким двигателем. Благодаря
нему повысилась скорость DA50-JP7. Улучшилась его маневренность и
скороподъемность. При максимальной крейсерской скорости АИ-450С обеспечивает на
20% меньшее потребление топлива по сравнению с другими двигателями такого же
класса.
По словам генерального конструктора ГП «Ивченко-Прогресс» Игоря
Кравченко, максимальная высота полета самолета с запорожским двигателем
прогнозируется около 7000 м
над уровнем моря при эксплуатационной высоте полета 2500–3500 м. Максимальная
скорость составляет
около 400 км/ч.
В рамках AERO-2015 в Германии двухмоторный поршневой самолет DA62
производства австрийской компании Diamond Aircraft получил сертификат
Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA). Представителям
агентства был представлен и самолет DA50-JP7 с двигателем
АИ-450С. А до этого, как сообщил директор по маркетингу, состоялся ряд
переговоров, где обсуждались вопросы сертификации DA50-JP7 по европейским
нормам.
– Мы договорились о том, что заниматься сертификацией нашего двигателя в
составе самолета будем вместе с Astra Engine – дочерней компанией
австрийской фирмы Diamond Aircraft, – рассказал Владимир Ширков.
Он также подчеркнул, что такое сотрудничество упростит и ускорит процесс.
Можно сказать,
что запорожские моторостроители открывают для себя новую нишу на рынке
авиационной техники. Крупнейшие производители легких самолетов – компании Cessna,
Sirius
и Diamond Aircraft
вместе выпускают их в год до полутора тысяч и диктуют моду (задают стандарты) в
сверхлегкой авиации,
постоянно повышая требования к своей технике.
– В целом, – отмечает Ширков, – этот рынок достаточно емкий. После
завершения этапа сертификации, с 2017 года, мы планируем поставлять Diamond
Aircraft от 30 до 50 двигателей в год. Для начала это очень хорошо. А
впоследствии можно рассчитывать на контракты и с другими западными компаниями,
которые смогут убедиться в превосходстве легких самолетов с нашими газотурбинными
двигателями, когда увидят их в полете. Помимо улучшенных параметров, они имеют
преимущества в сервисе и, в отличие от самолетов с поршневыми двигателями, потребляют
керосин, а не авиационный бензин или дизтопливо, которые не всегда есть в
наличии в аэропортах.
В ходе выставки была организована пресс-конференция, на которой
глава австрийской компании Кристиан Дрис рассказал о том, почему он выбрал
именно украинский двигатель, и о своих планах на будущее. Так, господин Дрис заявил, что в 2016 году на
авиасалоне в Фарнборо он представит новый учебно-тренировочный самолет Dart
450, где будет установлен наш двигатель АИ-450СД, несколько модифицированный,
что позволит на этом самолете выполнять фигуры высшего пилотажа. На сегодняшний
день у компании Diamond Aircraft уже есть заказы на этот самолет.
По мнению директора по маркетингу, в данном сегменте рынка
авиационной техники есть большие перспективы для запорожских моторостроителей,
особенно если учесть, что технологии изготовления двигателей такой размерности
на АО «МОТОР СИЧ» есть, и предприятие может выпускать их в достаточном
количестве. При умелом подходе в сфере малой и бизнесавиации можно рассчитывать
на серьезную прибыль.
Лариса ДУДЕК
|