Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Почему в Украине не приживается страховая медицина

Почему в Украине не приживается страховая медицина

Категорія: Суспільство, Здоров'я
Почему в Украине не приживается страховая медицина ПОЗИЦИЯ продолжает полемизировать на тему реформ разных сфер общественной жизни, которые практически еженедельно анонсирует правительство. И хоть ни одна из реформ еще толком не запущена, общество должно понимать, к чему его готовят, взвешивая все «за» и «против». Сегодня в наш фокус попала самая, пожалуй, социально значимая тема – возможное введение системы медицинского страхования.

 

PRO

Чтобы хорошо работать, врач должен иметь мотивацию. Это не только достойная зарплата, о чем постоянно говорят, но и профессиональные достижения – успешно сделал операцию, освоил новый метод диагностики, всем смертям назло вытащил тяжелобольного… Что из этого списка можно выполнить, если нет денег даже на лекарства для экстренных случаев? Если диагностическое оборудование – из прошлого века? В лечебных учреждениях вошло в устойчивую практику собирать пожертвования – больных просят дать кто сколько может, потому как не за что заменить даже лампочку в больничном коридоре.


Врач вынужден начинать лечение пациента с вопроса: а сколько у вас денег? От ответа зависит составление калькуляции на предстоящее лечение, ну если таковые найдутся.


За счет пациентов осуществляется наполнение больничных складов и холодильников расходными материалами, шприцами, капельницами, лекарствами, кровью для переливания, кислородом – в общем, всем жизненно необходимым.

А в это время в Минздраве все больше просматривается интерес к распределению финансовых потоков. Так, может, передать их Минфину? А Минздраву выписать, например, эстонский рецепт. Как показывает опыт этой прибалтийской страны, его применение дает хороший, устойчивый результат. В медицине Эстония сделала огромный шаг вперед. Что удивительно – без Министерства здравоохранения. Его ликвидировали сразу после выхода из СССР. Сегодня там не представляют, зачем нужно такое министерство. Практикующие врачи, как и пациенты, даже не заметили исчезновения данного бюрократического учреждения. Зато там отлично налажена работа страховой медицины.


У нас есть достаточные предпосылки для ее внедрения на государственном уровне. Да, у нас избавились от социального здравоохранения, которое существовало до времен независимости. К слову, Германия этого уровня достигла только в 2004 году после проведения реформы здравоохранения. Представляете, какой задел был оставлен Украине? К тому же, как показал опыт последнего времени, в нашей стране мощная хирургия, неплохо проявившая себя медицина катастроф. Хорошо развиты  косметология и стоматология - artoks.ru. Страховка позволяет получить и стоматологические услуги, как лечение так и протезирование зубов. В кабинете дантиста установлено современное немецкое оборудование, лекарства и материалы для пломбирования зубов тоже очень качественные, производства ЕС и США.

 

Есть современное оборудование и признанные во всем мире профессионалы. Все это нужно связать в логичную, грамотную систему, а страну не на словах, а на деле поставить на страже охраны здоровья – каждому гражданину выдать государственный страховой полис с перечнем услуг и покрытием, с которых взимаются налоги.


За социально незащищенные слои населения должно платить государство. Это значительная сумма, но она должна быть предусмотрена в бюджете. В Украине на сегодня около 13 млн пенсионеров и еще около 7 млн детей. Есть еще безработные, инвалиды и т.д. За них страхование тоже должно оплачивать государство. За работающее население ОМС должны оплачивать работодатели. По страховому полису население должно обслуживаться в любой клинике Украины, у любого даже приватно практикующего врача.


Госгарантии на охрану здоровья должны быть обеспечены государственными ценными бумагами, а риски застрахованы в крупнейших страховых компаниях мира. И, наконец, для устранения теневых схем нужно заключить долговременные соглашения с национальными производителями фармацевтической продукции, международными организациям и всеми, кто может обеспечить минимальную стоимость лекарств за гарантированный объем. Поверьте, для такого страхования медицинских услуг даже не нужно будет менять Конституцию.

 

CONTRA

Медицинскую реформу, как и многие остальные реформы в Украине, тормозит главный аспект – страховая составляющая, которая без решения целого комплекса вопросов, обречена на провал. Когда украинцев пытаются склонить к той мысли, что ежемесячные страховые платежи – это универсальная таблетка от лечения всех государственных болезней, нами откровенно манипулируют. Это тот случай, когда повозка едет впереди лошади. Лошадь же не кормят и насильно доводят до безнадежной дистрофии.


Страховая медицина работает (и то с рядом «но») в тех странах, где существует для этого целый ряд условий.


Первое – высокий уровень доходов абсолютного большинства населения. Что имеется в виду? Если страховой полис – реальная альтернатива изжившей себя государственной медицины, которая с аппетитом кушает бюджет и все равно не удовлетворяет всех потребностей граждан, весь груз материального обеспечения сферы здравоохранения ложится на этих самых граждан. А в Европе – это крепкий средний класс (80% общества), состоящий из мелких собственников и высокооплачиваемых менеджеров. Условно говоря, я не хочу ждать подачек от государства, я буду лечить себя сам, накапливая необходимые средства на своем страховом счету. Внимание, вопрос! Как в стране, где средняя заработная плата составляет 100 долларов, можно построить систему солидных, а главное регулярных страховых платежей? В той же Германии налоговое давление на фонд заработной платы (включая и обслуживание медицинской страховки) доходит до 45%. А там все зарплаты «белые». Как это сделать в Украине, где даже самые скромные ставки платятся в конвертах, весьма сложно понять.


Второе – контроль над расходованием этих денег. У нас кто-то искоренил коррупцию из госорганов? Или, может быть, государство несет свои обязательства перед вкладчиками и жертвами финансовых афер, которые тоже изначально начинались в рамках «привлечения инвестиций» и прочей «лапши»? Где гарантия, что человек будет добросовестно отчислять свои кровные, а потом при наступлении страхового случая его не пошлют на все четыре стороны?


Третье, и, наверное, самое главное, менталитет. Большинство украинцев застали советский период и прекрасно помнят, как обстояли дела с медицинским обеспечением в то время. И платить они никому ничего не собираются, так как десятки лет трудились на благо народного хозяйствования, из доходов которого и финансировался Минздрав. Что же касается молодой и социально активной части населения, то нашему человеку, независимо от политических предпочтений, очень трудно будет понять, куда он ежемесячно платит, допустим, тысячу гривен, которой неизвестно когда сможет воспользоваться (и сможет ли). Многие политологи уже давно шутили, что страховка – легитимный способ государственных поборов, просто дисциплинированным европейцам этого не понять. С нашей же славянской смекалкой чиновников из Минздрава поставят на место уже в первый месяц.


Поэтому пока государство не даст людям достойную зарплату, не искоренит коррупцию и не продемонстрирует прозрачный подход к этому вопросу, говорить о медицинском страховании в Украине, мягко говоря, преждевременно. Пока же реформаторские потуги Минздрава больше походят на желание продать украинцам в красиво запакованном виде обыкновенный «слив» пусть и номинальной, но все-таки бесплатной медицины.  

 

По теме: