Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Даже не беременные

Даже не беременные

Категорія: Позиція » Статті » Суспільство
 
Даже не беременные«Есть ли у нации что-нибудь дороже родного языка? В языке воплощены все сокровища ее мысли, ее традиции, ее история, религия, основы ее жизни, все ее сердце и душа».

Эти слова принадлежат известнейшему немецкому философу второй половины XVIII века Иоганну Гердеру, публикации которого задали тон основным европейским национальным движениям. В точно такой же степени его труды можно отнести и к развитию аналогичных процессов у славянских народов, в том числе и у нас на Украине. Однако не языком единым, как говорится, жива любая нация. Не меньший вес в развитии любого национального движения имеют такие понятия, как «автономия» и «независимость».


Все начинается с того, что представители малого народа (малого в конкретном государстве, как французы в Канаде) начинают бороться за право использовать свой язык или, по крайней мере, за почетное для своего языка и своей культуры в ряду приоритетов государства, общего для нескольких народов. Когда и если им в этом отказывается этнически (заметим, и умственно) ограниченная элита, а это до сих пор происходит в разных государствах мира, начинается борьба за автономию, в надежде, что уж в автономии-то мы сможем защитить свой язык и культуру. А когда им и в этом отказывают, более того, прибегают к силе, начинается борьба за независимость, очень часто переходящая в вооруженную. И конечно, к этому примешивается материальный стимул, основанный на убеждении, что «нас грабят, поэтому мы бедные» или «мы богатые, поэтому остальные хотят нас ограбить».


Что делает просвещенный правитель или ответственная элита, когда она ощущает опасность дезинтеграционных процессов? Ответ очевиден: они пытаются понять логику возжелавших защитить свои права, учесть их интересы, сохранить в целостности государство, и удержать на достойном уровне благосостояние народа. За примерами далеко ходить не надо – о событиях, происходящих в испанской провинции Каталонии и попытке выхода Шотландии из Соединенного Королевства (Великобритании) писалось немало. Достаточно внимания уделила этим процессам и ПОЗИЦИЯ.

Чтобы донести до наших читателей как организован действительно цивилизованный подход в становлении такой непростой государственности, мы взяли интервью у собкора «Комсомольской правды» Эвелины Азаевой, проживающей и работающей в Канаде.


– Эвелина, скажите, что собой представляет украинская община в Канаде?


– Около 1 млн 200 тыс. – это люди, приехавшие в Канаду во время Первой мировой войны, их потомки. Бежали они в Канаду преимущественно из Австро-Венгрии. Они с западно-украинскими взглядами, крайне правые.


Вторая волна – это беженцы после Второй мировой войны, тысячи бойцов дивизии «Галичина». Именно эта часть и собирала материальную помощь Украине (около 1 млн долл. – Ред.).


Но есть и иное украинское сообщество – эмиграция 90-х годов, которая сегодня не поддерживает устремления украинского Майдана. Они ходят на демонстрации, призывая прекратить войну, считают, что украинцы и русские должны жить всегда вместе, что это один народ.


– Как в целом сами канадцы относятся к Украине?


– Рядовые канадцы относятся к Украине хорошо. Правительство во главе со Стивеном Харпером, членом Консервативной партии настроено агрессивно по отношению к России. Но если консерваторы проиграют 19 октября и Харпера переизберут, очень вероятно, что эти настроения изменятся.


Бывший посол Украины в Канаде Вадим Пристайко долго просил у правительства Канады денег для Украины, но только после того, как он уже через газету The Globe and Mail обратился к правительству, дали безвозмездно 200 млн долл., а еще 400 млн долл. как низкопроцентный кредит. Канадцы боятся давать деньги из-за высокого уровня коррупции у вас в стране. Американцы как-то перед этим дали какую-то экипировку для военных, но когда увидели объявление о продаже ее на одном из частных сайтов – очень возмутились.


– Канада – двуязычная страна. Как уживаются у вас английский и французский?


– У англичан и французов в Канаде в свое время были большие трения, они имели вековые обиды друг на друга, воевали. Однако со временем поняли – чтобы сохранить страну, нужно узаконить двуязычие. И, несмотря на то, что полностью французской является только провинция Квебек, все государственные учреждения в Канаде совершают действия на двух языках.


Квебек хотел отделиться несколько лет назад. Однако чтобы сохранить целостность государства, канадское правительство предоставило ему столько свобод, издало целый ряд протекционистских подзаконных актов, чтобы квебекцы поняли, что отделяться – себе в убыток. Для Жана Кретьена, бывшего премьер-министра, это было тяжелейшее время, но он сохранил государство целым. Представьте, Квебеку не хватило всего 1% голосов, чтобы отделиться, но они покорились закону. Силой любить себя не заставишь, только мудростью.


Кстати, Дэвид Кэмерон специально приезжал в Канаду для перенятия этого опыта в период попытки Шотландии отделиться и использовал речь Жана Кретьена, в которой тот в свое время призывал к единству.

 

Прискорбно, но современная постмайданная Украина даже не пытается перенимать цивилизованный опыт организации государственности. Наши чинуши предпочитают клянчить за океаном деньги, на которые потом пытаются строить, националистическое государство. Мы даже не беременные цивилизованными основами государственности, выбрав в качестве культурной основы местечковый национализм галицинского разлива. А с таким подходом национальную идентичность построить невозможно.


К большому сожалению, этому способствуют и деструктивные процессы, идущие в России. Там целый ряд экспертов и политологов считают, что украинской нации как таковой нет. Это, безусловно, не так. Общий язык, культура, герои, частично территориальные аспекты – показатели одной нации в любой части земного шара, в том числе и украинской. И если бы нынешняя украинская власть не перечеркивала единый консолидированный период для целого ряда национальностей и народностей, вместивший в себя большую часть ХХ века, то объединение Украины шло бы значительно продуктивнее. А так мы пока упираемся в тупик. И никакие мантры о единой стране, ношение вышиванок и пение гимна не поднимут страну с колен. Власть должна повсеместно организовать чистку авгиевых конюшен и клозетов вместо бравурного хорового пения. Вспомните Михаила Булгакова и чем закончила та власть, о которой он писал. Только у нас это все произойдет значительно быстрее.

 

 

 

 

 

 

Сергей ЗНАМЕНСКИЙ