Реєстрація    Увійти
Авторизація

Накал свободы

Категорія: Позиція » Статті » Вікно у світ
Накал свободы

Пришедшая на гребне второго Майдана власть дает все больше поводов задуматься над тем, чем же она кардинально отличается от предыдущего «авторитарного режима». К примеру, декларировали нам демократию в полном объеме, в том числе с предоставлением украинцам права организованно протестовать, если они что-то имеют против политики государства. А в действительности оказалось, что выйти на акцию мы, безусловно, можем, но при этом рискуем славно отхватить по сусалам.


Последнее подтверждение тому было получено на прошлой неделе, когда милиция с применением силы разогнала митингующих под Администрацией президента. Сразу несколько групп протестующих и примкнувшие к ним представители Автомайдана пикетировали АП. Одни требовали снижения коммунальных тарифов, другие порицали коррупцию, третьи пеняли на ущемление малого и среднего бизнеса, четвертые возмущались ненадлежащим уровнем свободы слова в Украине. По обыкновению, достучаться до чиновников не получилось, митингующие осерчали и попытались прорвать милицейский кордон. Ну и, собственно, нарвались на жесткую «ответку» от силовиков (хорошо хоть обошлось без серьезных травм и увечий).


Примечательно, что власть поспешила обвинить участников этих акций протеста в том, что они-де пришли под АП за деньги. Поставим данное утверждение под сомнение – проплаченные митинги отличаются четкой организованностью, причем многие даже не знают, за что именно стоят и старательно укрываются от прицелов телекамер. Здесь все было с точностью до наоборот: люди реально вышли отстаивать свои права и свободы, а им вменили чуть ли не игру в... интересах Кремля. По крайней мере, в СБУ заявляют, что большинство подобных акций в Украине финансируются российскими спецслужбами и являются провокацией. Слушайте, ну это уже натуральная и классическая паранойя – случай из разряда трудно поддающихся лечению. Неужели власти не приходило в голову, что обозленный народ по собственной инициативе может митинговать против нее?


Вместе с тем, оправдывать действия протестовавших под Администрацией президента не станем: сами напросились, сами получили. Но заодно всему миру был явлено, насколько удовлетворены украинцы положением вещей со свободой слова в стране. Кстати, сегодня по этому показателю мы занимаем 127 место на планете, опустившись по сравнению с прошлым годом на одну позицию. Кому интересно, напомним: худшим в этом плане для Украины был 2004 год, когда в рейтинге свободы слова государство болталось на унизительном 138 месте из 158 стран, а лучшим – 2008-й (87-е место). Отсюда следует, что эта власть не сделала ничего для того чтобы гласность в государстве не зависела от каких-либо посторонних факторов. Более того, вопреки высокопарным обещаниям оставила ее на том же уровне, что и предыдущий режим. И это та демократия, за которую украинцы гибли во время революции достоинства?


Планомерное наступление на свободу слова власть предпринимает, даже особо не таясь. Долгое время гнобили телеканал «Интер», придираясь к его работе по поводу и без оного. Та же история с каналом «112», которому угрожают расправой и лишают лицензии. Наступил черед и холдинга «Вести», подвергшегося давлению со стороны фискальных органов. С политикой и точкой зрения этих СМИ можно соглашаться или спорить, уважать или скрежетать зубами только от их упоминания, но цинично лишать права на высказывание оппозиционного мнения – это настоящий произвол. Происходящие попытки зачистки информационного поля хоронят Украину как демократическую державу. Выходит, стоит кому-то выказать свое негативное отношение к власти и принимаемым ею решениям, и все – чуть ли не врагом народа назначат. А впрочем, украинцам не привыкать к цензуре и политике двойных стандартов: этим грешила каждая наша власть.


Можно понять наступление на свободу слова и некоторые принципы демократии лишь тогда, когда в стране объявлено военное положение – в целях национальной безопасности такие меры иногда и впрямь необходимы. Это касается кроме всего прочего и проведения разного рода митингов. Но в Украине официально никакой войны нет, а значит, и поводов для ограничения свободы слова и права на собрания людей не существует. Или у нашей власти на этот счет особое мнение, раз она позволяет себе дирижировать процессами на свое усмотрение? Недовольные граждане пусть утрутся, а ежели кому что не по нутру – не вопрос, организуют «экскурсию» в каталажку по обвинению в подрыве нацбезопасности или чего-то в этом роде. Как вам такой нехитрый размен, поборники справедливости?


По сути, украинская власть сейчас предпринимает тотальное наступление на инакомыслие, старается загнать людей в рамки закостенелой «совковости», когда протестовать можно было только ночью, под одеялом и только мысленно. О какой такой демократии говорим, господа политики? Хотя еще в апреле сего года президент Петр Порошенко отмечал, что не всегда согласен с обнародованной в СМИ информацией, но упрекать в чем-либо никого не намерен.


– Иногда мне кажется, что некоторые сюжеты подаются необъективно, не всегда точно, но мы должны привыкать жить в такой среде. И я горд, что за время своей президентской деятельности я никогда никому не позвонил и не сказал – нравится или не нравится мне этот сюжет. Это и есть свобода слова и демократия, и я на многое способен, чтобы сохранить их в Украине, – сказал гарант. Ну, на словах-то оно красиво звучит, а когда СМИ начинают «щипать», а протестующих гонять как шелудивых псов, трудно поверить, что глава государства ни сном, ни духом о происходящем. То есть, быть может, не одобряет и не потворствует, но как минимум не осуждает такие методы «работы» с прессой и населением.


А были бы акции протеста столь массовым явлением в нашей стране, если бы власть регулярно не давала повода для их возникновения? Ответ очевиден. Недовольные государственной политикой, разумеется, всегда найдутся, но чтобы на улицы всех уголков Украины в одночасье выходили десятки тысяч людей – согласитесь, нужны веские аргументы. На мой взгляд, действия власти в отношении и свободы слова, и митингов продиктованы страхом оказаться в таком же изгнании, как и многочисленная «семья» Януковича. И с каждым днем этот политический созыв все ближе к тому моменту, когда терпение людей иссякнет. И тогда ему придется либо добровольно уйти, либо уподобиться предшественникам – беспощадно закручивать гайки и применять силу направо и налево. Причем, зная украинских власть имущих как облупленных, больше приходится склоняться ко второму варианту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Максим КОРОБЕЦ