Николай Фролов: «Если эффективно использовать свои ресурсы, можно обойтись и без международной помощи»Не секрет, что уровень образования определяет степень уважения в мире к любой нации. Хотя эксперты разных мастей, политики, да и просто влиятельные граждане предпочитают не муссировать вопрос, что лучше – образованный человек или просто трудящийся, достойный уровень образования своим чадам хочет и стремится дать каждый родитель. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже – в зависимости от размера кошелька и настойчивости в приложении усилий, но приоритеты человека в получении знаний всегда несомненны.
Как обстоят дела сегодня в интеллектуальной, образовательной сфере в Украине, каким реформаторским встряскам подвержена у нас она – об этом и не только мы беседуем с народным депутатом Украины Николаем Фроловым.
– Настало лето – пора отпусков и каникул. Это касается не только рядовых граждан, но и депутатов Верховной Рады. Будут ли народные избранники продолжать работу над рядом знаковых законопроектов или уйдут на каникулы?
– Верховная Рада будет работать в летний период с высоким напряжением. Днями с нашей фракцией встречался президент Украины и четко сформулировал задачи, которые предстоит решить. Он попросил активизироваться и решить необходимые вопросы именно в летний период. Все народные депутаты понимают, что есть ряд основополагающих законопроектов, рассмотрения и утверждения которых ждет общество. Среди таковых, безусловно, четыре законопроекта о выборах в местные органы власти.
Кроме всего прочего, от нас народ ждет принятия очень серьезных законов по децентрализации власти. Работы очень много. Поэтому каникулы у парламентариев в этом году будут весьма условными.
– Депутаты Верховной Рады тесно связаны с проблемами своих территорий. На последней сессии запорожского горсовета 63-мя депутатами было поддержано обращение депутатской группы «Социальное Запорожье» к Верховной Раде. Речь шла о законопроекте «О специальном правовом режиме применения норм законодательства Украины в социально-экономической, бюджетной и других отраслях на территории с осложненной экологической ситуацией». Проще говоря, снова стал актуальным спецстатус для нашего города. Еще Евгений Карташов поднимал эту тему, но тогда логического завершения так и не было. Реально ли сегодня решить этот вопрос окончательно?
– Если говорить об истории этого вопроса, то не единожды Евгений Григорьевич эксплуатировал эту тему. Лично мне хотелось бы, чтобы это было не только предвыборной технологией, но и реальной работой по защите экологического здоровья нашего города и населения.
– В прошлом году было подписано соглашение о присоединении Украины к европейской программе «Горизонт 2020», по которой украинцам выделят до 80 млрд грн на организацию научных изысканий в высшей школе. В чем суть этой программы?
– Программа предусматривает серьезные выделения средств для развития науки в Украине. При этом необходимо откровенно говорить, что эти деньги должны эффективно использоваться. Само по себе подписание данного соглашения не решает всего комплекса проблем науки в Украине. Если говорить о вузовской науке, то тут очень серьезная проблема связана с тем, что многие вузы начали свою работу еще в советское время. Тогда высшая школа была ориентирована на обучение, а не на науку, потому что вся наука концентрировалась в НИИ, в структурах Академии наук и т.д. Эти учреждения советского научного сегмента утеряны, и восстановить их тяжело.
Муссируется вопрос, что нам нужно переходить на европейские и американские стандарты в этом деле, когда наука сконцентрирована в университетах. Вот в этой части и лежат наши надежды, связанные с программой «Горизонт 2020». Впрочем, я остаюсь сторонником того, что мы должны в первую очередь опираться на свои силы и возможности, которых у нас достаточно.
Если эффективно использовать собственные резервы страны, устранив коррупционную составляющую, то мы можем обойтись и без международной помощи.
– Высшее образование Украины подвержено перестройке и переформатированию. Одним из таких аспектов является автономия вузов. Готов ли сегодня ЗНУ к автономному плаванию? И в чем именно это заключается в понимании руководства страны?
– Жизнь всегда сложнее самой замысловатой теории. Имею в виду законодательную норму, что университеты имеют широкое право использования заработанных ими же средств. Кабинет министров, к сожалению, не поддержал импульсы, которые даны этим законом. И сегодня вместо 30-ти необходимых постановлений утверждено только восемь, а 22 постановления или где-то «зависли», или вообще не разработаны. Тем не менее, вузы пытаются активно использовать свои новые возможности, связанные с автономией. Я считаю, что наш вуз отлично с этим справляется. За последние три года мы сделали очень серьезные шаги по укреплению материальной базы, благоустройству нашего студенческого городка, по реконструкции крыш и входов в помещения и т.д. Но самое главное, что происходит, – это повышение качества учебного процесса.
– Хочу акцентировать внимание на двух аспектах – с 900 часов до 600 часов произошло уменьшение нагрузки, которая «спускается» сверху для преподавателей вуза. Первое – скажется ли это на финансовом состоянии самих преподавателей? Второе – хватит ли этих академчасов для получения знаний?
– На финансовом состоянии преподавателей это не скажется. Кроме того, у нас в университете преподаватель любого возраста обязательно имеет минимум одну ставку. К тому же, мы рассматриваем сейчас и другие варианты поощрения преподавателей. Что же предусматривает это нововведение? Это не механическое сокращение объема работы. Мы фактически по каждому факультету усиливаем профильную составляющую в системе обучения.
– Насколько мне известно, в нынешнем учебном году количество бюджетных мест будет зависеть от количества студентов, подавших заявки в вузы. Какой вы видите судьбу вашего вуза в связи с таким нововведением?
– Мы не сомневаемся в своей конкурентоспособности. Сегодня уже есть оперативные данные о том, что проблем с набором не будет. Мы готовы обеспечить высокий уровень образования всем, в том числе тем, кто в силу материальных причин не имеет возможности выезжать на обучение в другие города. Возможности государственного финансирования в этом году ограничены, и мы понимаем, с чем это связано. Если из бюджетного пирога Министерство обороны получит 90 млрд грн, то Министерство образования всего лишь 19 млрд. Эти цифры не сопоставимы. Поэтому мы сделаем все, чтобы у нас бюджетных мест было достаточно.
Не пожелаю никому жить в эпоху перемен – эта расхожая сентенция известна наверняка многим из нас. И касается она любой сферы нашего бытия. А у нас перемены и реформации – во всех сферах сразу. Что во времена Януковича, что в период постмайданного синдрома. И в образовании – от 10 до 12-летки за весь постсоветский период мы уже прошагали не раз. И никак не можем выбрать самую справедливую избирательную систему – это уже в политической части. Мечемся в здравоохранении между страховой, платной и бесплатной медициной, ввели понятие «семейный врач», но здоровее не стали ни морально, ни физически. А может, дело не в приоритетах, к которым мы склоняемся, а в нас, в наших мозгах и душах? Разума, интеллекта и взвешенности каждому из нас.
Сергей ЗНАМЕНСКИЙ
|
ВИБІР РЕДАКЦІЇ
КОМЕНТУЮТЬ
А ЗАВТРА ЗАКОНЧИЛАСЬ ВОЙНА
10677
0
ЯДРЕНОЕ УТРО
9878
0
ЗИГЗАГИ ИСТОРИИ
9732
0
КОГДА ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА?
9977
0
НАША ИСТОРИЯ-ЗАБУДЬТЕ!
10170
0
ФАКТОР БЕЛАРУСИ
9705
0
БОЯТСЯ НЕ УСПЕТЬ?
9803
0
НУ, ПОДУМАЕШЬ, УКОЛ!
10546
0
ЗА КУЛИСАМИ ВОЙНЫ
9797
0
Колонка редактора
Шеф-редактор
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Сергій ЗНАМЕНСЬКИЙ
Остання додана стаття:
ОПИТУВАННЯ
В какой Украине вы предпочли бы жить?
Автор: korrespondent
Шановний відвідувач, Ви зайшли на сайт як незареєстрований користувач. Ми рекомендуємо Вам зареєструватись або зайти на сайт під своїм ім'ям.
|