Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Борьба для галочки

Борьба для галочки

Категорія: Позиція » Статті » Реформи
Борьба для галочкиНе секрет, что именно коррупцию в Украине принято считать одной из главных проблем, которая мешает развиваться стране. Об этом свидетельствуют и выводы экспертов, и многочисленные опросы населения. После политических событий прошлого года вопрос борьбы с коррупцией встал особенно остро, вот только за все это время власть сподобилась принять только несколько профильных законов, каждый из которых, впрочем, пугает не столько коррупционеров, сколько простых украинцев.

 

На прошлой неделе президент Украины Петр Порошенко ветировал скандальный законопроект Андрея Кожемякина, которым предполагалось введение в Украине так называемого института общественного обвинения. Согласно закону, им могли стать все физические и юридические лица, которые либо непосредственно пострадали от преступления, либо им просто стало о нем известно. Резонанс документу придавала то, что общественному обвинителю предоставлялись полномочия не меньше прокурорских, его, по сути, превращали в одного из ключевых участников уголовного процесса.

 

Что могло произойти? Каждый из тех, кто является должностным лицом, мог стать жертвой банального доносительства и быть отданным на растерзание не совсем вменяемой толпе общественников, коих у нас за последний год развелось, скажем прямо, более чем достаточно. Кожемякин, грубо говоря, предлагал превратить страну в большой зал судебных заседаний, где всем, независимо от квалификации и мотивов, дано было бы право судить. К счастью у Порошенко хватило здравого смысла наложить на документ вето, в противном случае, вся негативная энергия народа направилась бы на сведение счетов друг с другом. И за кем бы бегали? За мелкими чиновниками, за учителями, берущими на 1 сентября с десяток коробок конфет от учеников, за заведующими отделениями, складирующими коньяк в шкафчике. Вряд ли общественные блюстители порядка добрались бы до кого-то другого. Ну, как, добраться бы, может быть, и смогли, но волшебная процедура залога спасла бы реальных коррупционеров от возмездия. Свежих примеров успешной реализации такой схемы масса.

 

Новый Закон Украины «О предупреждении коррупции», введенный в действие 26 апреля 2015 года, должен был завершить цикл обновления антикоррупционного законодательства страны. Но не завершил. Зато закрутил гайки частным предприятиям, которым теперь нужно искать время и деньги на разработку и введение внутренних мер по предотвращению коррупции. Это аудиты, мониторинги, программы по контролю рисков и даже своды профессиональной этики. В общем, масса бумажной волокиты и минимум толку. Зато при увольнении неудобных для себя сотрудников у руководства теперь наряду с формулировкой «по несоответствию…» появится новая - «за создание коррупционных рисков». В итоге снова под прицелом снова представители среднего класса, а в правовом поле – масса юридических лазеек для борьбы с неугодными.

 

Зато чиновников не трогают. Причем в парламенте мастерски переносят голосование с одной сессии на другую.  Только 18 июня через Верховную Раду удалось-таки продавить правки в закон «О предотвращении коррупции», обязывающие чиновников самого высокого ранга в своих декларациях указывать не только имущество, которое они на себя оформили, но и то имущество, которым они или члены их семей реально пользуются. Правда, особой надежды на то, что изменения скоро вступят в силу, нет. Ко второму чтению все еще очень может поменяться, или же профильный комитет зарубит нововведения и отправит на доработку, мол, «нужно учесть все нюансы».

 

Отдельно стоит поговорить о ситуации с Антикоррупционным бюро. Этот орган, который презентовали в Украине как настоящее спасение от коррупции, все никак не может заработать. Уже и председателя избрали, и команду подобрали, и даже роскошный офис в центре Киева площадью в 7 тыс. кв. м. выделили… Выясняется, полномочий маловато. Что ж, сказано – сделано. Рада 3 июня снова по отмашке сверху дала всему, что просили яркий «зеленый» свет. Национальное антикоррупционное бюро включили в число госорганов, борющихся с организованной преступностью и обеспечивающих национальную безопасность, расширили полномочия и запретили баллотироваться на избираемые посты, дабы избежать конфликта интересов. Что еще нужно? А о работе бюро, созданного еще осенью прошлого года, как и раньше, ничего не слышно. Видимо, работают над новыми правками.

 

Тем временем, в правительстве нашли главный источник коррупции. По мнению премьера, корень всех украинских бед кроится в государственных предприятиях, которые просто настоящий рассадник взяточничества и отмывания грязных денег. «Госкомпании – это основной источник коррупции в стране. Причем такая специфическая коррупция. Это политическая коррупция – сидеть на потоках. Я об этом публично заявлял десятки раз, и не просто заявлял. Именно поэтому я ушел в парламент с проектом закона «О перечне объектов, не подлежащих приватизации», чтобы сократить этот перечень и больше тысячи предприятий отправить на прозрачную приватизацию», – поделился своим рецептом борьбы с коррупцией глава Кабмина. Вот только хотелось бы поинтересоваться у Арсения Петровича, а приватизация у нас кристально прозрачная? Она лишена коррупционной составляющей? Или, может быть, не учитывает интересов вполне себе конкретных олигархов? Или Яценюк взял на вооружение проверенную временем пословицу «клин клином вышибают»?

 

Возможно, у власти сложилось впечатление, что за последний год у нее все-таки получилось навязать народу мысль о том, что реальная борьба с коррупцией идет, и та имитация, которой занимаются правоохранительные органы, реально дает свои результаты. Подобному самовнушению не стоит удивляться. Но есть куда более беспристрастные судьи, на которые власть сама же и любит ссылаться – европейские чиновники, которые при всем внешнем дипломатизме, уже не скрывают своего разочарования в так до сих пор и не начавшихся украинских реформах. На днях как нельзя лучше описал отношение европейцев к борьбе с коррупцией в Украине руководитель рабочей группы Организации экономического сотрудничества и развития по противодействию взяточничеству в международных коммерческих операциях Драго Кос: «Я уже 15-й год приезжаю в Украину. К сожалению, не вижу очень больших подвижек в борьбе против коррупции за эти годы. Институциональные основы в Украине выглядят еще хуже – мы видим, насколько все фрагментировано. Я не могу припомнить другую страну в мире, которая имела бы столько антикоррупционных учреждений, сколько имеет Украина, но результаты их работы были бы настолько незаметны». Кос нащупал главную проблему украинской борьбы с коррупцией – обилие законов, обилие органов и абсолютно минимальный результат. А все драконовские антикоррупционные меры, якобы согласованные властью с ЕС, как уже писалось выше, будут распространяться на самых «страшных» украинских коррупционеров – конфетных спекулянтов из средних школ и махинаторов дешевого коньяка из недофинансированных поликлиник.


Виталий ФИЛИППОВСКИЙ