Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Образование и стадо

Образование и стадо

Категорія: Позиція » Статті » Колонка редактора
Образование и стадо Образование – это то, что остается, когда забыли все, чему учились. 

В. Гейзенберг


Руководитель украинского «правительства камикадзе», как в свое время он его сам и охарактеризовал, Арсений Яценюк, взял моду выступать по одному из центральных телеканалов с разъяснительными речами по поводу тех или иных преобразований в различных сферах нашей жизни. Главным камикадзе страны Арсений Петрович так пока и не стал, крепко вцепившись в штурвал корабля под названием Украина. Может быть именно поэтому сама страна как раз и напоминает состояние пикирующего бомбардировщика? Но сегодня речь пока не об этом.


Одна из его бесед, или скорее, монолог, был посвящен уровню и состоянию образования в Украине. Особую заботу премьер выказал насчет оптимизации числа вузов в стране, попутно сообщив, что уже около 70 высших учебных заведений наконец закрыты как не соответствующие уровню знаний, которые должна давать высшая школа. Вместо того чтобы озаботиться изучениями причин, почему в Украине в 2015 г. число абитуриентов сократилось на 20% и попытаться в дальнейшем удержать образовательную базу высшей школы на прежнем уровне, наш премьер призывает идти по дальнейшему сокращению числа людей, получающих высшее образование. Он за деградацию нации? С другой стороны, Яценюка можно понять – предстоящая децентрализация не оставляет ему иного выхода. В своем пламенном спиче господин Яценюк скромно умолчал о судьбе тех многих и многих средних школ в глубинке Украины, которые будут тихо закрыты в результате предстоящей децентрализации. Когда бюджета у общины не будет хватать на все, отрезать будут самое слабое и не столь необходимое – социальную сферу, школы и детсады в том числе. И как это хорошо увязывается с процессом сокращения вузов, все предусмотрено – и поступать туда со временем станет не только меньше желающих, но и могущих. Напомню, к этому вопросу долгих четыре года примерялись в правительстве Николая Азарова, еще ранее о необходимости «оптимизации» вузов заявляли в период правления Ющенко, но вот саблей махнул только нынешний премьер. Каковы же истоки, мотивы, причины и следствия этого процесса?


Как известно, школа – это один из наиболее устойчивых, консервативных общественных институтов, по чьему-то меткому выражению, «генетическая матрица культуры». По сути, это механизм передачи из поколения в поколение культурного наследия данного, вполне конкретного общества. Применительно к нашему современному украинскому обществу – это то наследие, которое мы имеем примерно за последние полтора столетия. И царская школа, и советский период организации среднего и высшего образования давали не только знания, но и воспитание, приучали к определенному осмыслению жизни. Вот как известный американский педагог и психолог Ури Бронфенбреннер писал об этом: «Основное различие между американскими и советскими школами состоит… в том, что в последних огромное значение придается не только обучению предметам, но и воспитанию; для данного термина в английском языке не существует эквивалента».

И с этим трудно не согласится – основной задачей как высшей, так и средней школ в уважающем себя обществе, есть не только «втискивание» знаний в головы учеников, но в первую очередь «наставление на путь истинный». Тот же Фридрих Ницше об этом говорил так: «Школа не имеет более важной задачи, как обучать строгому мышлению, осторожности в суждениях и последовательности в умозаключениях». Современные же западноевропейские и американские манипуляторы социальным обществом отказывают большей части своих граждан в праве учиться мыслить. Именно для этого в западных вузах, в адаптированной там Болонской системе и существуют понятия «бакалавр» и «специалист». К получению узкого круга знаний они имеют прямое отношение, к процессу организации и развития мышления, осознания окружающего мира – очень даже косвенное. А вот чтобы получить статус магистра, нужно платить дополнительно. Далеко не каждому рядовому гражданину это по силам. Обществу, к состоянию которого ведут сегодня и Украину, нужны винтики, узкие специалисты. Мыслящие индивидуумы уже ни к чему.


Соответственно, нет надобности и в большом количестве вузов. Не зря нам вдалбливают уже несколько лет, что их в Украине намного больше, чем в продвинутых странах Европы. Иначе говоря, нам намекают – у вас слишком много умных, думающих, в цивилизованной Европе это никому не нужно. Вот Арсений Петрович и подсуетился.


В своем «ТВ общении» с народом Яценюк явил нам еще один шедевр «образовательного искусства». Теперь бойцы, прошедшие АТО, если они изъявят желание поступать в вуз, могут не сдавать ВНО. Разумеется, времени у них на учебу, к сожалению, не было. Но какое это имеет отношение к усилению работы мозга всего государства? Почему благородное дело защиты наших рубежей должно ставиться в противовес организации научного потенциала страны, частью которого, кстати, являются и военные аспекты? Понимает ли Яценюк, что подмена здравого разума ура-патриотизмом наносит государству под названием Украина прямой вред? И каково будет тем усердным и успешным выпускникам школ, не меньшим патриотам, которые именно по этой причине не получат своего места в учебных аудиториях высшей школы? Насколько это будет способствовать сплочению общества в целом?


Реакции на высказывания умствующего премьера нет. Ни со стороны, как нам говорят, уже формирующегося гражданского общества, ни со стороны такой многочисленной стаи различных экспертов, ни от самих вузов. Запуганное и безразличное ко всему украинское общество находится в летаргическом сне и позволяет делать с собой что угодно. Мы своими руками, а точнее, непротивлением злу разрушаем то, пусть недостроенное общество равных возможностей, которое досталось нам в наследие. Мы еще пока паразитируем на нем, позволяя уже не первый год строить на обломках нашего великого прошлого расколотое классовое общество. И школа в этом строительстве сегодня занимает центральное место.

 

По теме: Правила выбора компьютерного стола