Скованные одной цепью
29 липня 2015 18:21
Переглядів: 574
Коментарів: 0
Надрукувати
За свою чуть менее чем десятилетнюю историю БРИКС (организация, в
которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) из амбициозного
геополитического прожекта превратилась в один из самых быстрорастущих
интеграционных объединений, который по прогнозам аналитиков к 2050 году может
завоевать мировое лидерство. Но помимо экономики в деятельности БРИКС есть и
четкая политическая составляющая, вынести которую за скобки просто невозможно.
Появление БРИКС на мировой карте
было неизбежным. В 2006 году Россия вышла на новые рубежи экспорта
энергоносителей, что позволило не только наращивать финансовый ресурс, но и
заявлять о серьезных геополитических амбициях. Аналогичные процессы происходили
и в Индии, и в Китае, для которых Россия с ее былым имперским опытом была
лучшим союзником в борьбе за мировое лидерство. Естественно, все это делалось
во многом в пику американцам, не будем опускать этот лежащий на поверхности
факт.
В 2011 году к союзу примкнула Южно-Африканская
Республика, что придало объединению колорит черного континента и открыло
принципиально новые возможности. Что интересно, альтернативная направленность
политики БРИКС привлекает в мире достаточное число развитых стран. Долгое время
о своем намерении вступить в организацию говорила Аргентина. Прогресс в
переговорах наблюдался до того момента как в 2014 году кредиторы (не без
политического участия США) устроили Аргентине технический дефолт. Вашингтон
прекрасно понимал, что такое расширение моментально переориентирует Южную
Америку с США на Россию, которой бы удалось заманить в свои сети два крупнейших
государства региона. Допустить это было бы самоубийством. Поэтому и сработал
принцип «так не доставайся ж ты никому». Аккуратно заявляет о своей симпатии к
БРИКС Турция, и уже видно как ее у границ прижимает Исламское государство,
неизвестно на чьи деньги оттяпывающее один кусок территории в Азии за другим. Это
в принципе нормально – Россия аналогичным образом пытается блокировать
расширение НАТО и ЕС, и украинские события 2013–2014 гг. это очень четко
показали. В 2015 году противостояние России и США по линии управления другими
странами перекинулось на Грецию, которая находясь в преддефолтном состоянии
якобы получила от России приглашение присоединиться к БРИКС. Очевидно, Кремль в
таких вопросах руководствуется вовсе не экономическими перспективами, а
политической целесообразностью. Да и глупо спорить с тезисом, что любой союз
развивается до тех пор, пока пополняется новыми членами, а на мировой карте
стран с антиамериканскими настроениями не так уж и много.
Вполне закономерно, что со
временем Россия будет пытаться как можно больше политизировать БРИКС и,
возможно, даже создать на его базе некую альтернативу НАТО. Это весьма логично,
учитывая градус противостояния Москвы и Вашингтона. Пока непонятно, как к этому
отнесутся, к примеру, Индия и Китай, сильно интегрированные в американский
рынок, без которого могут потерять свой экономический потенциал. Что касается
военных вопросов, то вряд ли в ближайшее время дело пойдет дальше обмена
технологиями, хотя сам тот факт, что в БРИКС входят три ядерные страны уже
говорит о многом.
В июне прошлого года страны БРИКС
подписали соглашение о создании общего Банка развития. В его закромах, согласно
уставу, должно быть не менее 100 миллиардов долларов. Эта структура
задумывалась, прежде всего, как альтернатива Международному валютному фонду,
который кредитует добрую половину планеты.
А ведь всего каких-то восемь лет
назад внутренний валовый продукт БРИКС был равен лишь половине соответствующего
показателя США. И это было ровно перед тем, как разразился экономический
кризис. Сегодня же совокупный ВВП стран-участниц достиг уровня Штатов.
Соответственно, теперь и сам БРИКС стоит принимать максимально серьезно. Финансовая
составляющая организации притягивает к себе повышенный интерес со стороны
множества стран мира. Кроме того, не стоит забывать, что с помощью собственного
Банка развития Россия пытается ослабить влияние введенных в отношении нее
санкций. В частности, речь идет о российских госкорпорациях, которые, потеряв
источники кредитования на внешних рынках, теперь смогут переключиться на БРИКС
и компенсировать потери
Тяговой силой «паровоза» под
названием БРИКС – является Россия. В Кремле заявляют, что в 2015 году для них
приоритетно разблокирование реформы МВФ, которая «тормозит» из-за отрицательной
позиции конгресса США. Вторым масштабным направлением расширения сотрудничества
между этими странами станет социальная сфера. В первую очередь страны БРИКС
начнут обмениваться опытом и технологиями в здравоохранении, после планируется
расширить научно-техническое сотрудничество в сфере образования – в том числе,
с открытием так называемого сетевого университета, а отдельным проектом станет
сфера трудовых отношений – обмен «трудовым» опытом между странами БРИКС.
– Динамика развития структуры такова,
что ее просто так не остановишь. Посмотрите, сколько скепсиса было излито по
поводу того, что нам не удастся создать банк БРИКС, но он в итоге был создан.
Причем в сроки, сопоставимые со сроками создания Всемирного банка. Конечно, США
будут пытаться сейчас оказывать давление на страны БРИКС, чтобы они сократили
масштабы своего сотрудничества с Россией, особенно на тех направлениях, которые
могут поколебать их роль на финансовом рынке. Но возможности этого давления
ограничены. Официально никто в мире не ставит под сомнение реформу МВФ с учетом
возросшего веса таких стран, как Китай, Индия и Бразилия, – заявил глава комитета
российской Государственной Думы по международным делам Алексей Пушков.
Действительно, сложно отрицать,
что страны БРИКС на данный момент представляют ведущие мировые экономики,
совокупный ВВП которых составляет четверть мирового, и не считаться с ними просто
невозможно. Хочет того Запад или нет, но ему придется считаться с этой
реальностью. Даже несмотря на то, что есть сегодня серьезные проблемы и в
Китае, и в России. Пусть при этом Европа и США вовсю отрицают то, что БРИКС
может стать влиятельной организацией (хотя бы в плане распределения финансовых
потоков). И далеко не факт, что с течением времени тот же МВФ не обратится за
помощью в эту новосозданную «денежную» группу. Судя по последним событиям,
Евросоюз находится в не самом лучшем положении. То есть когда рассчитывать ему особо
больше не на кого...
Виталий ФИЛИППОВСКИЙ, Максим КОРОБЕЦ
|