Реєстрація    Увійти
Авторизація
» » » » Судьба Донбасса. Выбор из трех зол

Судьба Донбасса. Выбор из трех зол

Категорія: Позиція » Статті » Політика
Судьба Донбасса. Выбор из трех зол Судьбу украинского Донбасса, который продолжает жить под обстрелами, несмотря на вроде бы достигнутое перемирие, все меньше интересует и Россию, и Америку, и увы, собственно, Украину. Хотя абсолютно очевидно, что для нас решение проблемы статуса Донбасса – единственный способ выйти из замкнутого круга саморазрушения, в котором мы пребываем последние полтора года.
 

На прошлой неделе вроде бы наконец сдвинулись с мертвой точки переговоры по демилитаризации печально известного Широкино, от которого после продолжительных военных действий остались одни руины. Ополченцы отрапортовали о своем уходе с позиций, сейчас решается вопрос отвода украинских военных ближе к Мариуполю. Дело в том, что именно этот населенный пункт является одним из наиболее стратегически значимых в зоне АТО, защищая рубежи к Мариуполю. Как раз удачно занятая высота в Широкино позволяла несколько месяцев сдерживать атаки ополченцев, которые в конце концов отказались от идеи штурма. Сегодня мариупольская общественность опасается, что отойдя на несколько километров вглубь, мы фактически оголим свои тылы и создадим риск нового прорыва со стороны «ДНР».

 

 

 

С другой стороны, есть минские договоренности, которые четко указывают алгоритм демилитаризации таких населенных пунктов. Как бы там ни было, а реальной альтернативы Минску пока нет, и тот шаткий мир, который мы сегодня имеем – прямое следствие переговоров в белорусской столице. Как видим, пока о новом формате переговоров ни одна из сторон не заявляла. Именно поэтому решение таких проблем как демилитаризация Широкино – проверка на прочность для минских договоренностей. И это именно тот случай, когда сторонам нужно принимать слова оппонента на веру, ведь уйдя из Широкино, мы станем вдвойне уязвимее для внешней агрессии. Пока желания верить, после всего случившегося за последний год, ни у кого нет. А значит, вопрос статуса Донбасса завис на повестке дня на неопределенный срок.

 

 

Можно сколько угодно философствовать на тему будущего Донбасса, но нужно четко отдавать себе отчет в том, что пути всего три – не больше и не меньше.

 

 

Первый путь – Донбасс возвращается в состав Украины. Да, долго. Да, сложно. Но именно этот путь должен быть для нас наиболее приоритетным. Украинская власть опасается, что интегрировав Донбасс назад в Украину, мы в придачу получим полный букет экономических и политических проблем, а само возвращение станет бомбой замедленного действия, которая в перспективе может нанести стране еще больший удар. И эти опасения действительно не беспочвенны. Но это наша земля, вопрос нашей территориальной целостности и суверенитета. Иначе, зачем полегло столько молодых ребят на востоке Украины? Чтобы конфликт перешел в фазу многолетней заморозки? К слову, ненавидимая радикальными патриотами Россия в ходе чеченского конфликта финансировала Грозный до последнего дня военных действий. Мы же даже в условиях перемирия не можем нащупать хотя бы гипотетические точки для диалога. А всего-то нужно было найти формат проведения местных выборов в зоне АТО, и дорожка для последующего сближения уже была бы протоптана. Но, как показывают последние события, шансов на это уже практически не осталось.

 

 

Второй путь – Донбасс полностью уходит под юрисдикцию России. Это сценарий диаметрально противоположного свойства. Уже с мая непризнанные республики ввели в оборот рубль, а российские гумконвои циркулируют между Ростовом и Донецком с той же интенсивностью, что и раньше. Но и этого недостаточно, чтобы говорить, что Россия собирается «проглотить» Донбасс – она реально боится им «подавиться». Если бы вхождение «ДНР» и «ЛНР» в состав России было бы реальным желанием Кремля, уверен, вопрос проведения очередного референдума а-ля Крым уже давно стал бы былью. Но России, и это очевидно – не нужно, как и иным игрокам, причастным к конфликту, им больше выгодна зона напряжения, созданная у нас на востоке. Мы же бездумно и безответственно сами искусственно выталкиваем Донбасс из зоны своего влияния, избегая лишней ответственности.

 

 

И третий путь – Донбасс остается в статусе непризнанной республики. Последние полтора года мы усиленно движемся именно в сторону этого варианта развития событий, и он полностью устраивает всех, кроме самой Украины. Да, с одной стороны, мы не несем тяжелое бремя политических и экономических рисков, но продолжаем сидеть на пороховой бочке. Донбасс при таком сценарии будет тихо подкармливаться у России и надеется на внутренние ресурсы, что, конечно же, будет приводить к плавной деградации региона. Вряд ли он сможет претендовать на роль анклава на постсоветском пространстве, но судьба Приднестровья ему будет уготовлена точно.

 

 

Времени на выбор пути не так уж много. Все дипломатические усилия актуальны до конца 2015 года. После этого де-факто конфликт войдет в стадию глубокой заморозки.

 

Виталий ФИЛИППОВСКИЙ

 

 

Источник Позиция